Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

и ритуальное имя «Лин Лин-

цзы» («Одухотворенный ребенок»). Далее Чжан Хэдао

напомнил Ван Липину о даосских заповедях и прави-

лах, и Ван Липин поклялся Небесному Союзу навеч-

но запечатлеть их в своем сердце. Показывать личный

пример в их осуществлении. Уважать учителей и почи-

тать Дао. Служить ему до конца своих дней. Закончив

обряд. , Чжан Хэдао велел Липину сесть и повел речь

о саvой сути даосизма. Чжан Хэдао сказал:

«Великое Дао Прежнего Неба не имело формы и

образа , не имело ни начала, ни конца. Произвольно

назвали его иероглифом Дао, он таит в себе тьму зна-

чений. В иероглифе Дао сначала пишутся две точки,

левая представляет солнце, а правая – луну, которые

обнимают друг друга, как Инь и Ян на чертеже Великого

Предела. Эти две точки – образ Солнца и Луны в небе,

Воды и Огня на земле. А в человеке это два его глаза, в

часы занятий они горят, словно отблески вечерней за-

ря. Ниже двух точек пишется иероглиф „и“ – „Единое“.

Это единое задает всему пример. Еще ниже пишется

иероглиф „цзы“ – „сам“, то есть ты сам. Значит, небо и

земля, солнце и луна, Тьма вещей собираются вместе

в тебе самом, Дао не отдельно от тебя самого. Все эти

линии вместе составляют иероглиф „шоу“, т.е. „голо-

ва“., смысл такой, что изучение Дао – первое важней-

шее дело в Поднебесной., хорошее дело. Последним

пишется иероглиф „цзоу“, то есть „идти“. Чтобы вокруг

тебя само собой вращалось Колесо Закона, веди се-

бя в соответствии с Дао, и Поднебесная пойдет в соот-

ветствии с Дао. Это и есть значение иероглифа „Дао“.

Сказав это, старец Чжан Хэдао помолчал. В свете лу-

ны он сидел в позе лотоса неподвижно, как статуя бо-

жества. Потом продолжил рассказ:

«Наша китайская религия даосизм была создана

Тайшан Лао Цзюнем, Лао-цзы. Квинтэссенция учения

в иероглифе „Дао“, при постижении законов Дао глав-

ное – покой. Секрет иероглифа „покой“ в том, что его

принцип неисчерпаем, вверху он может помогать в тво-

рении сущности вещей, внизу может обнимать собой

все; небо, земля, человек в нем иссякают. Мирской че-

ловек умеет только говорить о покое, но не может по-

настоящему в него погрузиться., потому что не отыс-

кивает корня и источника покоя. Источник покоя – пу-

стота, превращения Тьмы вещей являются временны-

ми состояниями, в конечном счете все они возвраща-

ются в небытие, возвращаются в пустоту. Если сердце

человека неспокойно, наверняка это происходит из-за

того, что он не отбросил корыстных желаний и мыслей,

а это большая помеха совершенствованию