Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Кроме того, это те сны, которые г-н Ван Ли-

пин уже исследовал, то есть «цзин, Ци, шэнь» чело-

века. В результате совершенствовании человека в вы-

плавлении цзин, Ци и шэнь он обретает способность

управлять ими, передвигать их и притом с их помо-

щью контролировать сновидения, навеянные цзин, Ци

и шэнь обычных людей, не прошедших выплавления.

В этих пассивных снах есть уже активное видение, они

пассивны в обычных людях, те же, кто усовершенство-

вался в выплавлении, видят их активно. Активные сны

тоже делятся на два вида. Один, подобно описанно-

му выше, состоит в том, чтобы силой своего мастер-

ства навевать сновидения обычным людям, а другой

– в том, чтобы видеть сны на заранее определенную

тему, чтобы во сне находить решение проблем.

Во-вторых, в сновидениях происходят очень боль-

шие изменения в отношениях пространства и време-

ни. Если говорить о снах обычных людей, то простран-

ство в них как бы скручивается, искривляется, все по-

добно облакам, воде, воздуху, колышется, принимает

то одну форму то другую, непрерывно изменяется и

вообще трудно уловимо. Ощущение времени есть, но

такое же четкое ощущение пространства отсутствует.

В активных же снах, которые видит г-н Ван Липин, со-

всем другое дело. «Картины сна» от действительных

картин вряд ли чем отличаются, или, вернее, ничем не

отличаются, можно сказать, что «тело приходит к сво-

им границам». Здесь мы подходим к важному и спор-

ному в науке вопросу: в чем сущность сновидений?

Фрейд, великий мастер западной науки о сновидения

новейшего времени, считает сон выражением психи-

ческой деятельности человеческого подсознания, это

важный итог теории сновидений в слое «человека-со-

бытий-вещей». Но даосы считают, что нельзя остана-

вливаться в этом слое, надо вести исследование глуб-

же, а это опять возвращение к «цзин, ци, шэнь». Сон по

своей сущности связан не только с «шэнь», но и с «ци»,

и с «цзин», и это не только в сновидениях обычных

людей, но и в сновидениях усовершенствовавшихся в

выплавлении. Именно потому, что сны являются фор-

мой существования комплексного движения «цзин-Ци-

шэнь», они столь подвижны по форме в пространстве

и времени. На основе этого даосские усовершенство-

вавшиеся в выплавлении в форме сна развивают ум-

ственные способности, связываются с людьми, пре-

одолевают пространственно-временные преграды.

В-третьих, по вопросу о значении снов, который из-

давна больше всего обсуждается, даосы, придержива-

ющиеся идеи единства Неба и