Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

допущенных ошибок?

Разумеется, в таком значении понимать это нельзя. По

здравому смыслу, в каких «ошибках» может раскаи-

ваться подросток, которому всего тринадцать лет? Но,

с точки зрения даосов, даже у этого невинного ребенка,

поскольку он родился из материнской утробы и прожил

какое-то время в этом суетном мире, природа сердца

заражена немалом количеством грязного ци, это гряз-

ное ци и есть «ошибка», от которой прежде всего сле-

дует полностью очиститься. Значит, на какое-то время

следует отделить себя от суетного мира, в чем есть

весьма определенное сходство с «изоляцией подслед-

ственного», а отличие состоит в том, что не другие тебя

проверяют, а ты сам по собственной воле пристально

вглядываешься в себя, чтобы произвести кардиналь-

ную чистку природы сердца и перемениться. Это и есть

результат начального «раскаяния в ошибках».

Что касается людей, которые погружены в суетный

мир очень глубоко и к тому же не имеют правильного

культурного руководства, которые весь свой ум, энер-

гию, способности используют для удовлетворения сво-

ихвожделений, гонятся за известностью и корыстью,

но при этом основных моральных качеств, делающих

человека человеком, у них не хватает, то как же тяжелы

и глубоки их «ошибки»? А если они хотят полностью

очиститься, то как сложны и трудны их задачи – это яс-

но без слов! Поэтому первый шаг мастерства «раская-

ния в ошибках», в сущности говоря, это первоначаль-

ное сопоставление двух видов философии и взглядов

на жизнь, но оно носит фундаментальный характер.

Без решимости оставить неверную культуру, филосо-

фию и взгляд на жизнь, свойственные суетному миру

и его людям, то есть без желания обновиться как че-

ловеку кардинально, стать отличным от людей суетно-

го мира, в этих «ошибках» крайне сложно раскаяться

и их исправить. Этот труд «раскаяния в ошибках» де-

лится на три стадии. Сначала человека закрывают в

темной комнате, при этом не определяется, что ему

нужно делать, просто он изолируется от суетного мира.

Если так провести два месяца, то «своеволие» посте-

пенно придет к концу, исчезнет; если первый шаг про-

делан успешно, наступает время второй стадии, когда

надо сидеть в темной комнате со скрещенными нога-

ми, каждый раз увеличивая сроки сидения. Только на

третьей стадии условия меняются: сидят со скрещен-

ными ногами в обычной тихой комнате, каждый сеанс

сидения должен быть свыше четырех часов.

Как уже упоминалось, три старых даоса временно

жили в кузнице,