Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

за макушку утеса, стоял

на ветру даос с длинной бородой в развевающихся

одеждах, похожий на небожителя. Горный ветер спи-

рально поднимался снизу вверх, а этот даос посылал

звуки своего голоса против ветра! Без сомнения, это

был человек необычный.

Вскоре путники выбрались на вершину. Здесь даос

встретил их и пригласил в свою пещеру. Обе стороны

обменялись церемонными приветствиями и расселись

в порядке старшинства.

И действительно, даос оказался человеком совсем

не обычным. Это был 118-летний отшельник, давно

живший на Эмэе в уединении. Его монашеское имя

было «Человек Дао Странствия с Облаками». Хотя го-

дами он был старше всех остальных, но даосом стал

позже, чем Учителя-Отцы, а потому велел Ван Липину

называть себя Учителем-Дядей. Этот даосский святой

жив и до сих пор, сейчас ему 139 лет. Раз в три года

г-н Ван Липин непременно выбирает время, чтобы на-

вестить Дядю.

Человек Дао Странствий с Облаками уже пять или

шесть десятков лет не спускается с гор. В последний

раз он сказал Ван Липину, что раньше люди подыма-

лись в гору верхом или на носилках, а сейчас подыма-

ются, сидя на круглых ногах. При этих словах он нари-

совал рукой окружность, и Ван Липин догадался, что

речь идет об автомобильных колесах. Ван Липин при-

гласил его спуститься вниз, походить, посмотреть на

жизнь. Но старик решительно отказался: «Нет, с этой

горы спускаться нельзя».

Порвав с миром и живя в глуши гор, почтенный да-

осский небожитель не обращал никакого внимания на

хаос в Поднебесной, на все треволнения суетного ми-

ра. Он был с головой погружен в единственное дело –

совершенствование в Дао.

Лао-цзы говорит: «В действии учеба каждый день

что-то прибавляет, а Дао в действии каждый день что-

то убавляет, убавленное еще больше убавляется. и так

доходит до недеяния, отсутствуют деяния, а нет ничего

несделанного». Учеба состоит в накоплении, надо на-

капливать ежедневно, ежемесячно, тогда только мож-

но стать всезнающим эрудитом. При совершенствова-

нии же в Дао целью является покой, здесь главное –

сохранить единое, «закрыть свой вход (рот), затворить

свои врата (глаза)», прекратить суетные мысли. В без-

мыслии и бездумье сущность в полноте ясности, когда

все утихает, появляется мастерство. Достигнешь таких

высот, ум станет как светлое зеркало или ясная луна,

все сокровенные, чудесные, таинственные принципы

Тьмы вещей космоса будут ясно видны сидящему в пе-

щере. Отсюда и слова: «Не выходя из дверей, знает

Поднебесную, не выглядывая