Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

с цзин,

с желаниями, с людьми, с ощущениями, со временем,

с угрызениями, с болезнями, с сексом.

Ван Фу говорит: «Обычно эти десять составляют

основное содержание снов». Но сны делятся еще на

испытываемые и не испытываемые. Но «чудесные сны

в большинстве своем имеют причину и редко бессмы-

сленны», Отсюда видно, что в древности очень серьез-

но относились к изучению снов, не равняли их все под

одну гребенку, а особое внимание уделяли «чудесным

снам», желая извлечь из них какую-то полезную для

жизни людей и общества информацию.

В буддийских канонах подразделение снов идет еще

дальше. Например, в «Фа юань чжу линь. Минь мэн

пянь. Сан син бу» («Цветник закона, лес жемчужин»,

глава о снах, раздел о Трех природах) цитируется клас-

сификация снов из «Шань дянь люй» («Законов пра-

вильного видения»).

Существует четыре вида снов: 1. сны от негармонич-

ности Четырех Великих;1 2. сны-предвидения; 3. сны о

небе и человеке; 4. сны с думами.

Здесь из употребленных иероглифов очень трудно

понять, какой смысл вкладывается во все эти четыре

вида. Но из выражения «сны о небе и человеке» можно

заключить, что тут подразумеваются сны, индуцируе-

мые Небом, в которых есть предсказания.

А еще в каноне «Да чжи ду лунь» («О мере великой

мудрости») сны подразделяются на пять видов:

Если в теле не все отрегулировано: когда много го-

рячего ци, то больше видится огонь, желтое, красное;

когда много холодного ци, во сне видится воды, видит-

ся белое; когда много ци ветра, то видятся полеты, ви-

дится черное.

Если возвращаются мыслями к слышанному и ви-

денному, то многодумье становится причиной того, что

видятся сны.

Если во сне ставятся вопросы Небу, значит, хотят

узнать о событиях будущего.

Первые три вида суть «сны от негармоничности Че-

тырех Великих». Четвертый вид – это «сон с думами».

Эти четыре вида – сны об обычном. Пятый вид, «сон

с Небом», то же самое, что упомянутые выше «сны

о небе и человеке», это сны, соединяющие с «душой

шэнь» (шэнь лин), из них можно «узнавать будущее»,

такие сны необычны.

Исторических упоминаний о необычных снах до-

вольно мало, их недостаточно для исследования, это

важная причина того, что никогда не было большого

прорыва в познании снов людьми. Приведем две вы-

держки из монографии Лю Вэньина.

Одна из них – запись из «Исторических записок» Сы-

ма Цяня», из «Жизнеописания Гуй Цэ»:

На втором году Сунского Юань-вана река Янцзы от-

правила священную черепаху послом к реке Хуанхэ.

Добралась она до Цюаньяна, а