Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

можно делать, только если это на пользу народу,

но ни в коем случае не просто так.

Старейшина рода, увидев, что тучи чудесным обра-

зом разошлись и небо поразительно ясно, убедился в

том, что четверо почтенных мастеров не обыкновен-

ные люди, и тотчас повел сельчан к складу, чтобы при-

нести им благодарность, но тех четверых уже и след

простыл.

Оказывается, Человек Беспредельного Дао давно

уже взвалил на спину свои вещи и немного подаренно-

го сельчанами зерна и ожидал на горной тропинке, ко-

гда остальные спустятся с горы, и все вместе они сно-

ва отправились в дальний путь, куда глаза глядят.

Ван Липин все хорошо понял. Три старика много раз

говорили, что для совершенствующегося в Дао пер-

вое дело – расширение и связывание засчитываемых

заслуг, которые зависят не от уровня мастерства, а

от количества добрых дел. В спасении всего живо-

го надо осуществлять соответствие Дао вместо Неба,

здесь совершенствование сердечной природы важнее

совершенствования тела. Делать добрые дела и не

стремиться получить за них вознаграждение – это слу-

жит накоплению Дэ, а будет высоко Дэ, будут высоки

и заслуги. После прекращения дождя сельчане есте-

ственно могли придти, чтобы вознаградить и поблаго-

дарить их, так лучше было заранее стушеваться, что-

бы не отвлекать всех от дел и не мешать полевым ра-

ботам.

Глава девятая

Пять искусств открытия мудрости

В годы странствий с облаками все старания стар-

цев были направлены на то, чтобы передать Ван Ли-

пину Дао, научить его мастерству. На пути изучения

Дао у Ван Липина начинался седьмой этап – «откры-

тие мудрости». Главным его содержанием было изуче-

ние «Пяти Искусств». Что такое Пять Искусств? Это

пять видов магии, пять видов знахарства, существу-

ющих в традиционной китайской культуре – врачева-

ние, гадание – бу по стеблям тысячелистника, физио-

гномика-сян, гадание – мин о судьбе, гадание –шань

по местности. Источник Пяти Искусств лежит в обоб-

щении опыта и мудрости древних, которые в поисках

способов выживания то боролись с природой, то при-

ходили с ней ко взаимному соответствию и взаимному

равновесию. Позже, и в большой степени усилиями да-

осов, совершенствовавшихся в выплавлении в горах,

этот опыт был развит, и для словесного выражения

его стала использоваться система знаков, отличная от

языка обычных современных людей. Каждый вид Ис-

кусств буквально пропитан потом и кровью сердца, это

кристаллизация человеческого опыта и мудрости на

всем протяжении