Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

неглупее». Тут и

старики расхохотались.

Наставник Чистого Покоя сказал: «Ты один оставлен

в миру, там тебе очень одиноко, поэтому давай-ка на-

зовем тебя „Отшельником в миру“».

Старики захлопали в ладоши: «Отлично!»

Человек Беспредельного Дао взял Ван Липина за ру-

ку, и все вышли из пещеры. Но увидев вздымающиеся

горы, зеленые сосны и кипарисы, слыша плеск волн у

берега, посвистывание ветра в горах и голоса птиц, он

опять вспомнил стихи патриарха Цю «Без суетных мы-

слей» и прочитал их Ван Липину:

Пришло в движенье Дхармы колесо,

И вот уж ветер мудрости родится,

В нем беспредельность с чистотой ее

И холодом, в которой ци искрится.

Докучных мыслей рой исчез,

Чревоугодье, алчность, вожделенье –

Их нет следа, зато взамен

Спокойное величье мысли духа,

Глубин ее нельзя копьем измерить.

Удары била возвращают время.

Уж поздно навещать учителей,

Пора подумать о пути обратном.

Журавль приносит весть и зов

От тех, кто полной истиной владеет.

На облако сажусь и поднимаюсь

Ко Млечному Пути.

Учителя и ученик вернулись в пещеру, совершили

церемонию поклонения патриархам, Ван Липин опять

поклонился каждому Учителю и пошел с горы вниз.

Глава восемнадцатая

Бодисатва

В нескольких долгих беседах с авторами этой книги

г-н Ван Липин нb словом не упомянул о расставании

с Учителями. И только в самом конце, когда мы сно-

ва к нему «пристали», он с трудом рассказал нам, как

все на самом деле было. В то время он чувствовал се-

бя так же, как по воскресении из мертвых после «сухо-

го голодания», еще раз пришлось ему опуститься на

самое дно пропасти человеческой жизни. При прово-

дах Учителей на вокзале и в поезде они не обменялись

ни единым словом, слез тоже не лили. Только по воз-

вращении с Лаошаня, когда начинал вспоминать про-

шлое, сердце щемило все сильнее и сильнее. В самое

трудное и трагическое время люди не плачут, плакать

они начинают потом. После Лаошаня он заболел, за-

болел очень серьезно, больше двадцати дней ушло на

поправку. И старики на Лаошане в это время болели.

Даже при рассказе об этом глаза у Ван Липин опять

покраснели.

Возможно, сказанное не соответствует образу без-

мятежного даоса, стремящегося порвать все связи с

обусловленным миром, с образом, который мог сло-

житься у читателя? Никто из участников учебных се-

минаров, которые устраивает г-н Ван Липин, не может

забыть, что когда в течение определенного времени

Учитель живет вместе с учениками, когда они занима-

ются вместе самосовершенствованием,