Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

учение о человеческой жизни исследу-

ет весь процесс жизни человека от рождения до смер-

ти. Оно подразделяется на три части – «О зачатии и

вынашивании», «О возмужании», «О старении». В гла-

ве «О зачатии и вынашивании» говорится о родителях

как о Прежнем Небе, о том, как происходит зачатие

и вынашивание, как в процессе девятимесячного со-

зревания плода и десяти месяцев после рождения ре-

бенка ежемесячно совершенствуются в выплавлении

мужчина и женщина. Современные люди говорят о со-

вершенствовании рождения и воспитания, о зароды-

шевом обучении и т.д. Это близко к данному сюжету, но

в главе «О зачатии и вынашивании» все рассматрива-

ется глубже и целостнее. Глава «О возмужании» раз-

личает в состоянии тела человека несколько этапов.

Например, по основанию утраты цельности цзин и кро-

ви различаются отроческое тело, тело с утечками, тело

с разрушениями, тело одряхлевшее, для каждого со-

стояния приемы совершенствования различны. Глава

«О старении» говорит о причинах старения и способах

отсрочки старения.

Учение об упорядочении человеческой жизни иссле-

дует закономерности естественных изменений в жизни

человека и соответствующие им изменения, которые

происходят в результате выплавления внутреннего ма-

стерства. Даосы вывели закономерности пяти перио-

дических циклов. Здесь мы поговорим пока о трех из

них, о «линии жизни», «линии эмоций» и «линии сер-

дечной природы»». Они показаны на рисунке.

Рис.5. Схема периодических циклов «трех линий»

человека

Великое Дао не имеет границ, у линии жизни нет ни

начала, ни конца. Но у отдельного человека есть и ро-

ждение и смерть. И на линии жизни есть начальная и

конечная точки, это жизнь одного человека. Пока чело-

век не умер, линия жизни безостановочно пульсирует.

а вместе с ней пульсируют линия эмоций и линия сек-

са. Как только линия жизни приостанавливается, при-

останавливаются и линии сердечной природы и эмо-

ций. Кроме этих трех, существуют еще две линии, кото-

рые пульсируют и когда человек живет, и когда он уми-

рает, это даосская теория.

Начальная точка линии жизни приходится на момент

перерезания пуповины, в это время человек переходит

от Прежнего Неба в Последующее Небо, до перереза-

ния пуповины – Прежнее Небо, после перерезания –

Последующее Небо.

Две линии, которые продолжают пульсировать и по-

сле смерти человека. имеют отношение к пониманию

форм существования и обращения человека в космо-

се, к познанию сущности жизни.

Линия сердечной