Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

так что минский «Дао

цзан» восстановлен.

Полный «Дао цзан», доступный сейчас, – это собра-

ние даосских классических канонов и сочинений, верх-

ней границей которого являются годы Ваньли эпохи

Мин. В него не вошли многие и многие важные даос-

ские сочинения, как, например: 1)около 110 даосских

книг, собранных после периода Ваньли в начале эпо-

хи Цин; 2)древние классические даосские каноны, ко-

торые отсутствовали в минском издании; 3) книги, об-

наруженные при раскопках в Дуньхуане в 1899 году и

похищенные английскими и французскими экспансио-

нистами, которые хранятся сейчас в музеях и библио-

теках США и Франции; 4) в 1973 году в Чанша, в Ма-

вандуе при раскопках захоронения № 3 обнаружены

шелковые свитки с давно утраченными сочинениями

школы Хуан-Лао начала эпохи Хань, такими как «Цзин

фа», «Ши да цзин», «Чэн», «Дао юань» и др.; 5) В раз-

грабленной экспансионистами в Юаньминъюане «Эн-

циклопедии Юнлэ» от прежних 22 877 цзюаней сохра-

нилось всего 3, 48 %, но, судя по остаткам, там бы-

ли важные произведения, отсутствовавшие в минском

«Дао цзане».

Все это еще ожидает упорядочения, редактирова-

ния и издания. Кроме того, существует еще проблема

ошибок в распределении материалов «Дао цзана» по

папкам.

Две очерченные выше проблемы составляют «ла-

куны» нынешнего «Дао цзана». Эти проблемы изуча-

ют ученые, но еще внимательнее и серьезнее относят-

ся к ним трансляторы даосизма. Они пытаются «вос-

полнить» упомянутые «лакуны», то есть 1) дополнить

«Дао цзан»: 2) переиздать; 3) составить к нему индекс.

На взгляд даосов, это часть их дела, великое дело да-

осской культуры, а также дело, важное для культуры

всего человечества.

Взяв на себя такую трудную задачу, г-н Ван Липин и

его Учителя проявили огромную смелость.

И они уже начали свой неустанный труд.

В годы странствий с облаками они обнаружили в пе-

щерах священных гор часть спрятанных в тайниках ру-

кописей Люй Дунбиня, которые должны были войти в

«Дао цзан».

Чэнь Гофу в «Исследовании происхождения „Дао

цзана“» говорит, что даосы хранили свои книги как ве-

личайшие драгоценности и передавали их только от

учителя к ученику. Эта характерная черта феодальной

эпохи создавала огромные препятствия в распростра-

нении культуры. Но, если посмотреть на дело с другой

стороны, самоуправство при феодализме было страш-

ное. Давали приказ сжечь книги – и сразу вся соответ-

ствующая литература уничтожалась. А были еще вой-

ны и стихийные бедствия, во время которых погиба-

ли