Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

совершенствующиеся связь между мастерством

и Дэ объясняют так: больше будешь совершать до-

брых дел – больше накопишь Дэ, таким образом бу-

дет больше людей, которые в душе тебе благодарны,

желают счастья, и в бесформенном поле мысли, обра-

зованном множеством народу, твое мастерство, есте-

ственно, сможет возрастать быстрее. На самом деле,

здесь затрагивается лишь очень маленькая часть про-

блемы. Совершенствование внутреннего мастерства

– это совершенствование сердечной природы, воспи-

тание чувств, процесс очищения души. В ежедневных

сидячих медитациях тело и ум постепенно погружают-

ся в мир покоя, гармонии, равновесия, чистоты, само-

забвения и слияния со всем живущим. Все беспоко-

ящее, агрессивное, разрушительное, грязное, своеко-

рыстное полностью размывается, исчезает, как дым.

При постоянной погруженности тела и ума в этот мир,

в этом безмолвии сами собой возникают вещи добрые,

прекрасные, истинные, которых не может запятнать

никакая грязь, это похоже на глаз, который не может

вместить в себя песчинку.

Когда г-н Ван Липин рассказывал авторам книги о

своих ощущениях в процессе многолетнего самосо-

вершенствования, он говорил, что самым глубоким из

них было то, что сердце невольно и неосознаваемо

становилось все мягче, все невыносимее для него ста-

новилось видеть зло и несчастья.

У Лао-цзы в «Даодэ цзине» говорится о «Дао» и

«Дэ». «Дао» – это корень Прежнего Неба, это корень

и источник космоса. Из «Дао» рождается Тьма вещей,

имеющих форму и материю, способных рождаться и

исчезать. Сущность «Дао» последующие поколения

даосов обощили в виде десяти характерных черт: «чи-

стого небытия», «беспримерной чистоты», «спонтан-

ности», «простоты», «примитива», «легкости», «чисто-

го покоя», «недеяния», «мягкости и слабости», «несо-

перничества».

Когда эти черты воплощаются в человеке, это и есть

«Высшее Дэ». «Высшее Дэ» – это антропомофизация

«Дао». Когда «Дао» воплощается в человеке, это на-

зывается «Дэ».

В «Лао-цзы» говорится : «Высшее Дэ не удерживает,

а потому обладает притягательной способностью». И

еще: «Отверстое Дэ пусто, оно следует только Дао».

Это означает, что высшее «Дэ» спонтанно, у него нет

формы, нет следов, по которым можно его найти, нет

истоков, которые можно исследовать, оно внутреннее,

потайное, не видное снаружи, ненарочитое, спонтанно

возникающее.

Если же искусственно, нарочито, формально, то это

«Низшее Дэ». «Низшее Дэ не упускает возможности

удержать, а потому в нем