Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Истинных – это визиты

к Истинным Людям, живущим в пещерах на знамени-

тых горах, беседы с ними о Дао ради шлифовки своего

искусства, исправления своих недостатков и увеличе-

ния достоинств. А поиск – это поиск закономерностей в

разных обстоятельствах жизни с целью самосохране-

ния. Даосы не отправляются в странствия с облаками,

пока не приобретут определенного мастерства. Отсю-

да видно, что странствие с облаками занимает в жиз-

ни даосских самосовершенствующихся очень важное

место.

Даосы очень тонко наблюдают природу, и эти на-

блюдения, опять-таки, пронизаны одной философской

идеей, а именно теорией единства Неба и человека.

Хотя метаморфозы Неба и земли тесно связаны с из-

менениями в человеческом теле, лишь человек высо-

кого мастерства может почувствовать в собственном

теле тончайшие изменения, произошедшие во внеш-

нем мире.

Три старца и юноша начинали сейчас странствие с

облаками по четырем морям из-за безвыходности по-

ложения, но Небо и земля уже естественно подошли

к этому, оставалось только следовать им. Хотя по ма-

стерству Ван Липин и не мог сравниться со стариками,

но так как он был молод, да еще и стал «живым тру-

пом», перенесение трудностей тоже было полезно для

его мастерства.

Только засвидетельствованная в текстах, китайская

культура и то уже насчитывает несколько тысячеле-

тий истории, и пронизывающая ее главная линия вид-

на совершенно отчетливо – это даосская культура. Но

за длительный период феодализма даосская культура

многократно подвергалась гонениям. В чем же причина

этого? Причина в том, что даосы слишком много знали

о небе, земле и человеке, над ними было трудно гос-

подствовать.

После того как династия Цинь объединила Китай,

она прежде всего принялась за унификацию китайской

культуры. «Все нециньские записи хронистов сжечь»

– и всю классическую литературу Ста школ сожгли, а

«Если кто обманом хочет сохранить ее, тех казнить».

«Не подвергаются уничтожению книги по медицине, га-

данию, земледелию. Если кто хочет учиться грамоте,

учителями должны быть чиновники». Чиновники в ка-

честве учителей были великим изобретением, от ис-

пользования которого не отступали все последующие

правители.

В развитии китайской культуры привлекает внима-

ние одно удивительное явление. Известно, что каждая

вещь в своем пространственном существовании обя-

зательно имеет меридианы и параллели. В теле чело-

века тоже есть меридианы и параллели, об этом выше

уже рассказывалось.