Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

зы Неба, Земли, Человека и Тьмы Вещей. «Обуче-

ние постоянно умножает, а Дао постоянно уменьшает».

Изобразить классы вещей с помощью простой схемы

обобщить законы изменения неба, земли, человека и

всего сущего, «приуменьшить» все это до ступени Пя-

ти Элементов – это и достаточно просто и очень глу-

боко.

Огонь

Дерево Почва

Вода Металл

Рис.3. Схема Пяти Элементов

У Восьми Триграмм и 64-х Гексаграмм тоже простая

схема, но их метаморфозы сложны.

Рис.4. Схема расположения Восьми Триграмм в по-

рядке Фуси

Рис. 5. Схема расположения Восьми Триграмм в по-

рядке Вэнь-вана

Существует много видов расположения триграмм и

гексаграмм. «Чжоуские Перемены» («Чжоу и») – один

из них. Его канонический текст сохранился полностью,

и за две с лишним тысячи лет его комментировали и

толковали многие школы. По мере того, как развивает-

ся изучение Искусств, могут быть переходы от просто-

го к сложному, от сложного к простому, потом опять от

простого к сложному, причем Перемен и Образов здесь

может быть неисчислимое множество.

Схемы Пяти Элементов и Восьми Триграмм суть ин-

струменты образного. наглядного усвоения Дао, се-

крет оперирования с ними таится в единстве сердца.

Китайскую медицину, одно из Пяти Искусств, невоз-

можно объяснить в отрыве от Инь-Ян и Пяти Элемен-

тов. А эффективность китайской медицины в лечении

болезней за несколько тысячелетий, которые прошли с

тех пор, как она стала представлять собой нечто цель-

ное, служат свидетельством того, что теория Инь-Ян и

Пяти Элементов соответствует Дао.

От китайской медицины мы переходим к таким Ис-

кусствам, как «бу», «сян» и «мин», они основаны на тех

же принципах, вышли из одного источника и все явля-

ются полезными для людей этого мира.

Приемы «сян», или физиогномики, состоят в том.

что берутся за основу внешние образы разных вещей и

событий, которые людям видны, производится их упо-

рядочение и классификация, а отсюда делаются вы-

воды о глубинных пластах вещи или события или же

об изменениях, относящихся к другому пространству

и времени. Небо, земля, человек, все вещи и события

обладают материей и формой, а значит и образами и

физиономиями. Обычно люди останавливаются на на-

блюдении внешних явлений, что же касается того, ка-

кую «физиономию» имеет данный образ, какую инфор-

мацию он на себе несет, как она изменялась в прошлом

и как будет изменяться в будущем, то такие вопросы

не учитываются. Если бы этим занялись ученые, тут

можно было бы извлечь много сведений