Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

можно «угаснуть» и до-

стичь состояния будды. Для этого важно научиться

«воздержанию, непременности и мудрости». Забыть

все вожделения и переживания, чтобы ни одна мысль

не тревожила сердца, – вот что называется «воздер-

жанием». Полное пробуждение, чтобы и внутри и сна-

ружи все было ясно, – это «непременность». Когда

к вещам относятся соответственно карме, – это «му-

дрость». Три эти вещи восполняют друг друга, служат

друг для друга и субстанцией и функцией. Когда чело-

век в результате самосовершенствования приходит к

воздержанию и устанавливается в пустоте, где нечего

опустошать, у него непременно рождается мудрость и

он может достичь другого берега. Пробуждение бывает

постепенное и мгновенное. Когда после долгого совер-

шенствования в Дао постепенного пробуждения соста-

вишь неразрывное целое с космосом, наступает клю-

чевой момент, когда вдруг все становится понятным.

Это и есть мгновенное пробуждение.

Путь – это мир, который достигается после «угаса-

ния». Когда человек благодаря нирване превзойдет ро-

ждение и смерть, освободится от всех треволнений и

страданий Колеса Перерождений, он вступает в За-

падный Мир Предельной Радости, в рай.

Этот процесс так описывается бодисатвой Гуаньинь:

Все, что было в ощущеньях,

Погружается в поток забвенья,

Как только погружаемое умолкает,

Двух лиц покоя и движения

Различение не рождается,

И так все больше.

С ощущением прекращения ощущаемого,

Прекращения ощущения не удержать.

Когда сознание сознаваемого пусто,

Пустота сознания предельно полна,

Опустошение опустошаемого исчезает,

Порождение исчезновения утихает,

Как исчезнет настоящее и будущее,

Вдруг наступает превосхождение,

Что в мире, что вне его, –

Все в полноте ясности.

Тут Человек Беспредельного Дао остановился и

взглянул на Ван Липина: “То, о чем говорится в послед-

них строчках, ты сам уже испытал. В том мире Пре-

дельной Радости, о котором говорит буддийский патри-

арх, ты уже побывал. Тот пресветлый путь, что ты ви-

дел после смерти, и есть тот Великий Путь Запада . По

буддийскому учению, ты Просветленный, а у нас, да-

осов, ты называешься «живым мертвецом». Сейчас ты

знаешь только, что во вселенной есть места убежищ,

но чтобы вернуться в эти места насовсем, надо про-

должать совершенствование в выплавлении . И Чело-

век Беспредельного Дао опять продекламировал не-

сколько строк:

Карму предков хочешь узнать–

Она в том, как живется тебе сейчас.

Хочешь карму потомков узнать –

Она