Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

дыра в дыре, путь соеди-

нения внутреннего и внешнего, мудрый ее открывает,

глупый закрывает. Открывающий долголетен, закрыва-

ющий живет недолго». И еще говорил: «Будешь сохра-

нять разумно, при пользовании будут чудеса, дорожи

ею как чудом из чудес, десять тысяч раз подумай, пре-

жде чем выпустить из рук».

Когда выплавление доходит до слоя «Небо-зе-

мля-человек», сокровенные заставы появляются по-

всюду. А еще выше, в слое «Космос-Время-Простран-

ство», Пещера Небесного Глаза уже не внутри тела

и не вне его, она естественно открывается, когда в

ней возникает необходимость. Патриарх Люй говорил:

«Смотри, так или не так, если не так, стремись, чтобы

было так, только тогда откроется и будет открыта веч-

но, и прием работы состоит в двух словах „сохранять

разумность“».

Пещера Небесного Глаза – это проход, по которому

идет в обе стороны свет духа (шэнь гуан). Когда в голо-

ве у людей бессознательно возникают видения, обра-

зы, интуиции или когда какие-то образы создаются со-

знательно, они иногда задаются вопросом, возможно

ли как-то закрепить эти беспорядочные, неконтролиру-

емые образы, превратить их в управляемые. Даосы ве-

дут поиски и практикуют именно в этом направлении.

Посредством совершенствования в выплавлении они

«закрепляют и классифицируют» эти образы в мозгу,

затем выводят их наружу, а после того, как хорошенько

рассмотрят, снова убирают. Каналом таких посылов и

возвращений служит Пещера Небесного Глаза.

Прием тренировки Пещеры Небесного Глаза назы-

вается еще «Протягиванием Линии Сердечной Приро-

ды». Прием состоит в том, чтобы после успокоения

ума, сидячей медитации, регулирования тела, регули-

рования дыхания, подняв голову и глядя прямо впе-

ред, очень медленно с помощью света духа (шэнь гуан)

убирать внутрь дальние виды и вещи, сначала дово-

дить их до «Пещеры» Пещеры Небесного Глаза, потом

убирать дальше внутрь, до «Глаза», потом еще даль-

ше, до «Неба», а доведя до «Неба», переворачивать

и быстро посылать лучи шэнь обратно, провожать их

как можно дальше, на край неба, и так надо повторить

дважды, а в конце убрать до «Неба». «Небо» называ-

ется также «Задним Небесным Зеркалом» («Хоу Тянь

цзин»), это плоскость отражения, отсюда отражаются

лучи шэнь.

Потом можно будет осуществлять построения в моз-

гу, мысленно строить какую-то картину, какую-то вещь,

что-то красивое. Построенное в мыслях имеет форму,

но не имеет материи. Затем закрыть глаза и смотреть

прямо вперед. Фактически это означает,