Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

и с вэйско-цзиньским уче-

нием сюаньсюэ, постепенно в нем образовалось во-

семь больших школ: Фасин (Сущности Дхарм), Фасян

(Свойств Дхарм), Тяньтай, Хуаянь, Цзиньту (Чистой Зе-

мли), тантризма и Чань. Но куда бы буддизм ни прихо-

дил, как бы ни были велики происходившие в нем ме-

таморфозы, основной дух его сохранялся.

Страдание, Стяжание, Угасание и Путь – Четыре

Благородные Истины буддизма. Страдание – это об-

щая оценка жизни человека. Человеческая жизнь –

сплошное страдание. Человек выше других живых су-

ществ. но место его в космосе невысоко, он не мо-

жет освободиться от страданий круговорота рождений

и смертей. Будды и все живое делятся на «Четыре Свя-

тых» и «Шесть Обычных». Будды, бодисатвы, пратье-

кабудды и шраваки (достигшие прозрения через чте-

ние сутр) – это Четыре Святых. Небо, люди, архаты,

животные, демоны и ад – это Шесть Обычных. Над

человеческими существами есть более высокие суще-

ствования. Человек рождается в этот мир с плачем и

покидает его под горестный плач других. Рождение –

страдание, старость – страдание, болезнь – страда-

ние, смерть – страдание, разлука с любимым – страда-

ние, соединение с нелюбимым – страдание, недости-

жение желаемого – страдание, а еще душевные и фи-

зические страдания от Пяти Сканд. Некоторые из пере-

численных Восьми Страданий сопровождают челове-

ка всю его жизнь. Пять Сканд – это Рупа (Ощущения),

Ведана (Восприятия), Санжня (Различение), Самска-

ра (Действия), Виджняна (Сознание), они составляют

пять элементов человека. Но человек по своей сущ-

ности пуст, и все во вселенной – пустота, все созда-

ется благодаря карме. Что соответствует ей, –то на-

личествует, что не соответствует, – то отсутствует, на-

личие – это карма. Соответствие не имеет собствен-

ной природы, не имеет сущности, совершенно пусто.

Смысл «страдания» в том, что человек не может удер-

жать внешние для себя вещи..

Стяжание – это корень всех страданий человече-

ской жизни. Пока человек не пробудился, он не пони-

мает принципа вещей-событий, не знает, что Тьма ве-

щей вселенной пуста. Бездну его желаний трудно за-

полнить, жадность его ненасытна, отсюда его беспо-

койство, страдания, продолжающиеся всю жизнь. Не

понимая причины страданий, нельзя познать мира пу-

стоты.

Угасание указывает на пути и методы устранения

беспокойства, освобождения от страданий. превосхо-

ждения колеса перерождений и достижения пустоты.

Если идти в направлении, противоположном напра-

влению человеческой жизни,