Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

хорошенько, а когда потеплеет, снег растает,

потекут с гор реки, пусть Учителя на лодочке ждут вни-

зу. Как увидят самую большую рыбу, пусть ее изловят,

а ученик будет у нее в брюхе сидеть в позе лотоса!»

«Ну и ну!»—старики не могли удержаться от смеха.

В этот день, вскарабкавшись на гребень горы, они

увидели на снегу крупные человеческие следы. Прис-

мотревшись, Ван Липин поразился: неизвестный шел

босиком!

Дед заметил следы еще раньше и сказал: «Видно,

чем дольше живет, тем больше в нем духа!» Ван Липин

не понял сказанного и вместе с Учителями двинулся

по следам.

Миновали гору, снег лежал глубочайший, прошли че-

рез лес и увидели на склоне горы старую сосну, ко-

торой было лет с тысячу. Ветви ее, согнутые снегом,

образовали навес. А под навесом стояла бревенчатая

хижина, простая и безыскусная, но на снегу она выгля-

дела очень изысканно. Перед хижиной старик огромно-

го роста в простой рубахе разгребал снег.

Человек Беспредельного Дао невольно продеклами-

ровал:

Под черной сосной

Приютилась избушка простая.

Глубоко в горах

Скрывается Истинный Муж.

Старик перед хижиной ответил тоже стихами:

Тысячи гор

Сотрясает свирепый вой,

Сотни зверей

задрожат от единого клича.

Ван Липин сразу насторожился: стихи-то ведь гово-

рили о встрече с волками, случившейся много дней то-

му назад. Это было так давно и так далеко отсюда, за

несколько сотен километров, а старик и вой слышал и

о случившемся знал, наверняка это высокий мастер.

А старик уже спускался с горы им навстречу. Цере-

монно поклонившись, он сказал: «„Святые даосы при-

шли издалека, и бедный даос решил растопить немно-

го снегу, чтобы путники могли смыть с себя дорожную

пыль“. После обмена поклонами они вслед за босым

стариком вошли в хижину.

Босоногий старик действительно был необычным

человеком. Потомок знаменитого «Великого Чанбай-

шаньского Небожителя», сам себя называвший «Босо-

ногим Даосом», он давно жил отшельником в глубине

Чанбайшаня, и его мастерство было редкостным. В год

их встречи «Босоногому Даосу» было Семьдесят семь

лет, а сейчас ему девяносто семь. По правилам даосов

Ван Липин и его тоже называет Дядей-Наставником.

Хижина была чрезвычайно простая, сложенная из

нетесаных бревен, внутри почти никакой утвари, кроме

длинного «стола», на который ставились вещи. Он то-

же был из неструганых досок, ничем не покрыт, тут во

всем было следование природе. Ни кровати, ни белья,

только груда сена. «Босоногий Даос» разделил ее на

несколько