Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

4.Тянь То –Поле-

вая Усадьба, 5.Нань Нюй – Мужчина и Женщина, 6.Ну-

пу – Рабы, 7. Ци Ши – Комната Жены, 8. Цзи Э – Бо-

лезненная Трудность, 9. Цяньи –Странствие, 10. Гуань

Лу – Жалованье Чиновника, 11. Фу Дэ – Счастливое

Дэ, 12. Сян Мяо – «Сян» Внешности. Далее челове-

ческое лицо сравнивается с Пятью Звездами, Шестью

Светилами, Пятью Пиками, Четырьмя Рвами, Уподо-

бляется Шести Усадьбам и Трем Началам, Трем По-

зициям, разделяется по Девяти Областям и Восьми

Триграммам, рассматривается по Небесным Стволам

и Земным Ветвям. Особо тщательному изучению под-

вергались пять органов чувств, которые назывались

Четырьмя и Восемью Учеными Залами. Любая часть

лица – морщинки, родинки, брови, глаза, уши, рот, нос,

губы, язык, зубы, впадинка на верхней губе, волосы,

форма, цвет, кости, мышцы, голос, ци, шэнь –все из-

учалось скрупулезнейшим образом.

Даже если рассматривать китайскую традиционную

физиогномику с естественно-научной точки зрения,

придется признать ее необыкновенную утонченность.

А уж с философской точки зрения назвать ее грубой и

неупорядоченной совсем нельзя, она пронизана идеей

единства Неба и человека, идеями Инь-Ян и Пяти Эле-

ментов. Что же касается предсказаний, которые де-

лаются на ее основе, то тут действительно существу-

ют различия, подобные отличию неба от земли. Сре-

ди промышляющих физиогномикой в Китае есть нема-

ло таких, которые в Искусстве физиогномики ничего не

понимают, но гадать берутся, то есть устраивают шар-

латанские фарсы. Другие же делают это ради того, что-

бы как-нибудь прокормиться. Но существуют, однако,

и высокие люди, в совершенстве владеющие этим ис-

кусством, точность их предсказаний, сделанных по ли-

цу человека, подтверждается опытом.

Ма И в «Оде чудесам в каменном павильоне» гово-

рит, что из секретов физиогномики самый трудный –

Шоу Яо, продолжительность жизни, отпущенная судь-

бой. Тут уже впадиной на верхней губе (Жэнь Чжун) не

обойдешься, это постигается только духом. Когда ав-

торы книги это написали, то вдруг вспомнили о читан-

ных когда-то записях устных воспоминаний Ли Сювэнь,

бывшей жены Ли Цзунжэня,? «Я и Ли Цзунжэнь». Там

был один фрагмент о гадании «сян», который может

послужить иллюстрацией. Приводим его ниже:

Глубже всего врезалось в память, как ходили в ку-

мирню божества-покровителя города гадать по «сян».

Помню, что после приезда в Кантон жены четвертого

брата она как-то пригласила меня пойти в кумирню,

сказала, что там есть один одухотворенный старик-га-