Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

Дао“. Даже в смерти от Дао не

отвернусь». И приняв такое решение, он погрузился во

тьму беспамятства. И во тьме вдруг раздался голос:

«Прошу Истинного Человека принять скромную пищу.»

Патриарх Цю медленно открыл глаза, увидел, что небо

прояснилось и какой-то старик стоит перед ним и про-

тягивает ему пампушку. Патриарх Цю смущенно спро-

сил: «Добрый старец, снег так глубок, зачем же Вы за-

трудняли себя , чтобы принести сюда пищу? Ваш слу-

га поистине этого недостоин! Виноват! Виноват!» Ста-

рик остановил его, сказав: «Мой дом недалеко отсюда,

мне это ничего не стоило. Ночью я увидел сон, что Ис-

тинный Человек в кумирне терпит лишения, поэтому

и собрал грубую пищу, чтобы Истинный Человек мог

утолить голод, прошу, не отказывайтесь от нее». Ска-

зав это, он вложил пампушку в руку патриарха Цю, по-

вернулся и ушел. Патриарх Цю хотел осведомиться о

фамилии и имени и принести благодарность, но ста-

рик уже скрылся за дверью. Цю выбежал, осмотрелся

–старик исчез. Пригляделся к снегу, повсюду бело, ни

следочка. Тогда только понял, что этот старик – дух ме-

ста.

Когда погода прояснилась и снег сошел, патриарх

Цю продолжил путешествие на запад, дошел до Ба-

оцзи у подножья гор Наньшань, там протекала боль-

шая река, звавшаяся Паньси. Русло ее было очень ши-

роким, когда река разливалась, напор воды был так си-

лен, что невозможно было построить мост, а когда вода

отступала, из-за мелкости ее нельзя было пользовать-

ся лодками. Путникам приходилось переходить реку

вброд. Прибыв сюда и увидев, как переход труден, па-

триарх Цю подумал: «Почему бы мне здесь не сделать

доброго дела и не накопить немного заслуг перед Не-

бом. Ведь это корень совершенствования в Дао?» И

стал переносить людей через реку на спине. Все люди

его хвалили. Недалеко от реки тоже была старая ку-

мирня. Как раз подходящее место для совершенство-

вания в выплавлении. И вот патриарх Цю днем пере-

носил людей через реку, а ночью в кумирне медитиро-

вал и тренировался в мастерстве. И так шесть лет без

перерыва. За шесть лет, упражняя тело и ум, он семь

раз пережил большую смерть. А малых смертей было

бесчисленное количество. Умирая, он воскресал, и его

воля становилась все крепче, а сердце все честнее,

мастерство выросло настолько, что он уже превзошел

«Нижний из Трех миров».

Почтенный даос Чжан, оканчивая этот рассказ, на-

последок сказал: «У патриарха Цю была поговорка:

„Когда ни одна мысль не рождается, –это свобода, ко-

гда ни в голове, ни в сердце нет вещей,