Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

супруги не смогут прожить вместе до седых волос».

Тетушка Ли не могла удержаться от смеха. Не успела я

ее остановить, как она сказала: «Вы, почтенный госпо-

дин гадатель, утратили проницательность. Мужья обе-

их этих дам уже стали чиновниками, мой муж – подчи-

ненный их мужей, так что „сян“ ты смотришь неверно».

Гадатель, по-прежнему весело смеясь, сказал: «Все

говорят, что физиогномисты кормятся своим языком, я

же кормлюсь знаками „сян“, что знаки говорят, то и я

говорю. Верно скажу – дают деньги, а неверно – и де-

нег не надо. Вот Вы, госпожа, дали бы мне за гадание в

десять раз больше, и то бы стоило. Но говорят еще, что

гадание по „сян“ не может быть совсем точным, „сян“

определяет только половину судьбы, а половину опре-

деляет сердце. Когда „сян“ хороший, надо еще делать

побольше добрых дел, доброе сердце само собой оду-

хотворяет, и если есть какие-то недостатки, оно может

спасти положение».

Здесь мы прервем цитату. О событиях, предсказан-

ных гадателем по «сян» знает читатель, знакомый с но-

вейшей историей Китая. Ли Сювэнь родилась в 1891

году и до сих пор жива и здорова, рассказывают, что

она может еще трудиться физически, например, са-

жать овощи, откуда видно ее счастливое долголетие.

То, что она почти в столетнем возрасте записала такие

воспоминания, что она ясно помнит события прошло-

го, достаточно для того, чтобы задуматься.

Кроме физиогномики, три старика учили Ван Липин

хиромантии, гаданию по ногам, животу, спине, голове,

в общем, «сян» существует на любой части челове-

ческого тела. В двух важных отношениях преподава-

емое Ван Липину Искусство «сян» отличалось от ис-

кусства обычных гадателей. Во-первых, при подразде-

лении всегда обсуждалась сущность того, что дела-

лось, а во-вторых, если встречалась в одном случае

какая-то проблема, обязательно совершались провер-

ки еще и еще раз по другим случаям, все это обобща-

лось и только потом делались выводы.

Что касается хиромантии, то обычные хироманты

уделяют много внимания линиям ладони, а еще боль-

ше – форме руки. К этим приемам при обучении Ван

Липина старики добавили очень многое. Поочередно

рассматривались и обсуждались не только все места

от запястья до кончиков пальцев, но и пять уровней в

направлении от поверхности внутрь: линии руки, кожа,

мышцы, кости, костный мозг. На поверхности тыльной

стороны ладони рассматривались поры, продольные

и поперечные морщины, из которых можно усмотреть

связь человека с его предками. Это не было обык-