Джидду Кришнамурти

Начало Познания

отнимаем, - в общем, пытаемся что-то создать. Если я

говорю: 'Я знаю себя', это не знание, которое я приобрел с помощью

наблюдения за собой. Оно не дает мне свободу - я по-прежнему пойман в

ловушку этим знанием о самом себе.

С.: Другими словами, идеей, которая у меня есть о самом себе.

КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно, сэр.

С.: То есть проблема заключается в использовании научных знаний и их

применении в самопознании.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Представьте себе человека, который никогда не учился

в университете. Он может познавать себя через свои взаимоотношения с любым

другим человеком.

С.: Но рассчитывает ли он на это знание, способен ли он его сохранить?

КРИШНАМУРТИ: Как только он запоминает его в памяти, это становится

помехой, а значит, этот человек не может быть свободным. Я ясно выражаюсь?

С.: Вы имеете в виду, что самопознание можно понимать двояко? С одной

стороны, это сбор незначительных фактов о самом себе, их запоминание и

воспроизведение: 'Я делаю это и это'. С другой стороны, это очень глубокое

восприятие всего этого процесса целиком, когда вы неожиданно видите его

целостность, и все на этом забывается.

КРИШНАМУРТИ: И здесь нет ничего общего с накоплением знаний о себе.

С.: Вы хотите сказать, что мы начинаем видеть с такой силой, что все

собранные вместе отдельные кусочки знаний исчезают, потому что мы уже видели

их.

КРИШНАМУРТИ: Мы видим всего себя целиком...

С.: ... а значит, обретаем свободу.

КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно. Это свобода. Если я познаю себя и

говорю: 'Я не должен делать это, но я должен делать то', - вы знаете, какими

пустыми мелочами мы бываем озабочены, - то такое знание полностью изуродует

меня: я ничего не осмеливаюсь сделать свободно, непринужденно. Я думаю,

сейчас мы начинаем понимать, что существуют различные виды знания. Тогда что

мы пытаемся пробудить в ученике? Мы даем ему не только 'книжные' знания, это

ясно. Но что еще мы даем ему? Мы стараемся помочь ученику шаг за шагом

познавать себя? Накапливать знания о себе через отдельные, даже

незначительные действия? Или мы стараемся помочь ему проникнуть в самую суть

своего единого целого? Я думаю, что это важно. Как он сможет полностью

проникнуть в себя так, чтобы все эти мелкие фрагменты встали на свои места?

Как ему вести себя, как поддерживать хорошие отношения с другими людьми,

чтобы все встало на место? И как мне донести до ученика эту мысль, как мне

помочь ему в достижении этого?

С.: Если человек указывает на какое-либо действие, на какой-либо

процесс в настоящем времени, мне кажется, что он сам должен быть вовлечен в

этот процесс; человек должен активно исследовать это в себе, иначе все

станет просто еще одним фактом, который прибавляется к остальным.

КРИШНАМУРТИ: Или еще одной серией идей; это мне понятно. Послушайте: я

стараюсь научить ребенка математике и, кроме того, говорю ему, что он должен

рано вставать, вовремя ложиться спать, аккуратно есть, умываться и так

далее. И в то же время я хочу помочь ему обрести понимание сути вещей,

которое позволит ему с легкостью, без напряжения вставать в положенное время

и делать все остальное, что требуется в этой школе. Итак, я занимаюсь тремя

вещами: преподаю учебные дисциплины, напоминаю ученику, что ему следует

делать, и в то же время говорю: 'Послушай, если ты проникнешь в суть этого,

все встанет на свое место'. Я поддерживаю гармоничное сосуществование этих

трех направлений. Как мне донести до ученика смысл этого? Как мне помочь

ему?

С.: Он должен увидеть, где эти все направления совпадают.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Вы вновь стараетесь приспособить его к этой модели. И

тогда он скажет: 'Хорошо, я приспособлюсь к ней'.

Прежде всего, давайте еще раз рассмотрим суть проблемы. Преподавание

учебных предметов - это первое направление. Второе состоит из особенностей

повседневной жизни и фраз типа: 'Вставай, этого делать нельзя, того делать

нельзя', - чем вам тоже приходилось заниматься. Третье направление - это

когда вы говорите: 'Послушай, обладать высочайшим разумом значит

инстинктивно совершать правильные поступки'. Необходимо, чтобы все три эти

направления сосуществовали гармонично.

С.: Это очень сложно...

КРИШНАМУРТИ: Нет, не говорите, что это сложно, вообще ничего не

говорите, прежде всего поймите