Джидду Кришнамурти

Начало Познания

пренебрегаю тем, что вы говорите, но

мы сейчас рассматриваем особенности разума, которые заключаются в

способности сотрудничать.

С.: Если кто-то говорит вам, что вы авторитарны, конечно это реакция;

но когда человек сердится, это ведь тоже реакция. Так почему же не сказать:

'Не сердись'.

КРИШНАМУРТИ: Конечно. Мы живем вместе, мы стараемся понять, помочь друг

другу, учиться друг у друга. Если вы отказываетесь учиться, потому что

думаете, что вы лучше нас, что нам тогда делать? Молодые люди думают, что

знают все; что вы будете делать, если вам скажут: 'Я не согласен с вами', и

будут стоять на своем?

С.: Мы исследуем эту проблему.

КРИШНАМУРТИ: Но если этот человек откажется что-либо обсуждать?

С.: Именно этим мы и занимаемся в данный момент, закладываем основу для

этого.

КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно, мы пытаемся заложить основы, чтобы всем

вместе жить разумно. Важно не то, чтобы вы жили разумно и учили этому меня,

или я учил вас, а все вместе. Мы все вместе отвечаем за то, чтобы быть

разумными. Что же значит это слово? Его словарное значение - понимать,

обладать способностью к пониманию.

С.: Оно в буквальном смысле означает делать выбор.

КРИШНАМУРТИ: Да, необходима способность выбирать, и это умение должно

быть разумным. Если я выбираю исходя из моего предубеждения, это не разум. И

если мы закладываем основы такой обстановки, в которой нашей очередной

заботой стало бы стремление жить вместе разумно, для этого требуется не

только свобода, но и самокритичное сознание. Я должен осознавать то, что

делаю, почему я это делаю и последствия своего действия; я не могу

оставаться упрямым и говорить: 'Это верно! Именно так я и думаю! И я буду

придерживаться своего мнения'. В этом случае человек перестает познавать, и

между нами разрушаются взаимоотношения.

Вы понимаете это? Не соглашайтесь со мной, пока на самом деле не

поймете. Я сформулирую сущность проблемы: мы хотим жить здесь счастливо,

свободно и разумно, чего мы не можем позволить себе во внешнем мире, потому

что мир жесток и безрассуден. В этой школе мы хотим создать атмосферу,

заложить фундамент нашей совместной жизни, чтобы она проходила счастливо,

разумно, в сотрудничестве друг с другом. И я объясняю, что значит разумно

жить вместе.

Исследуйте сами, не молчите, чтобы в конце концов поступить по- своему.

Обсуждайте это со мной, чтобы и вы, и я познавали, что значит быть разумными

людьми и жить вместе в сотрудничестве. Разум предполагает наличие

способности к пониманию свободы, и все мы хотим быть свободными. Мы не

хотим, чтобы над нами властвовала какая-либо тирания, будь то тирания семьи

или кого-то еще. Мы стараемся выяснить, как можно жить вместе свободно. Я

могу оставаться в одиночестве, не выходить из своей комнаты, отделив себя от

всех остальных; может быть, именно это я и называю своей свободой. Но я me

могу так жить. Мы люди, связанные друг с другом взаимоотношениями, поэтому

нам необходимо понять, что значит жить вместе и в то же время свободно. Для

этого же, в свою очередь, необходим разум.

Итак, как мы будем это делать? У вас может быть свое представление о

свободе, а у меня свое. Но я говорю себе: 'Я не знаю, что такое свобода, я

собираюсь это выяснить'. Вы видите разницу? Если я начну со слов: 'Я знаю,

что такое свобода', все будет кончено, - это будет означать, что вы

недостаточно разумны, чтобы познать это. Не знаю, понимаете ли вы меня.

С.: В этом случае человек живет в своей собственной тирании.

КРИШНАМУРТИ: Конечно, он живет в своих собственных проблемах, что не

представляет для нас интереса. Мы все должны понять, что значит быть

свободным. Вы хотите познать это? Или вы будете говорить: 'Не учите меня. Я

об этом все знаю. Когда вы так говорите, вы уже этим демонстрируете свою

неразумность, потому что вы не познаете, вы зажаты своим представлением о

том, что, по вашему мнению, является свободой. Я хочу познать, что значит

жить вместе свободно; следовательно, первое, с чего я должен начать, - это

не говорить себе: 'Я знаю, что это значит'. Итак, хотите ли вы познать, что

такое свобода? Я задаю этот вопрос, потому что здесь, в Броквуде, мы

собираемся заниматься именно этим.

Я объясню вам, почему это так. В состоянии свободы человек способен

открывать новое. В мире науки свобода