Джидду Кришнамурти

Начало Познания

слово

'образование', не правда ли? Что такое образование? Качественное обучение

академическим дисциплинам, передача информации, знаний по самым различным

предметам и так далее? Это должно иметь место, вы согласны? Миллионы людей

заканчивают университеты и колледжи.

С.: Учебные заведения дают человеку инструменты, помогающие ему жить.

КРИШНАМУРТИ: Но какие руки будут использовать эти инструменты? Ведь те

же самые руки создали наш мир с его войнами и прочими пороками.

С.: Другими словами, можно обладать всеми инструментами, но если не

произойдет внутренней, психологической революции, вы будете использовать эти

инструменты все тем же старым способом, поддерживая продолжающееся

загнивание. Именно об этом мне и интересно узнать.

КРИШНАМУРТИ: Если эта революция не происходит здесь, в этой школе, то

почему это так? А если революция все же имеет место, действительно ли она

воздействует на ум или это по-прежнему некая идея, не имеющая ничего общего

с реальностью, с такой, например, как необходимость трехразового питания.

Это подлинная реальность, а не идея, кто-то ведь должен готовить.

Итак, я задаю вам вопрос: получаете ли вы здесь то образование, о

котором мы говорим? И если да, то давайте постараемся выяснить, как вдохнуть

в него жизненную энергию, придать ему жизни. Если же это не так, то давайте

выясним почему.

С.: Мне кажется, что этого нельзя сказать о всей школе в целом.

КРИШНАМУРТИ: Почему? Может быть, это происходит с некоторыми отдельными

людьми то здесь, то там, но почему этого не происходит с каждым из нас?

С.: Мне представляется, что все это очень напоминает зерно, которое

стремится прорасти, но верхний слой почвы слишком тверд.

КРИШНАМУРТИ: Вы когда-нибудь видели, как трава прорастает сквозь

цемент?

С. (1): Видите ли, в нашем случае мы имеем дело с очень слабым gepmnl.

(Смех.)

С. (2): Однако вопрос состоит в том, осознаем ли мы свою заурядность и

хотим ли как-нибудь вырваться за ее пределы.

КРИШНАМУРТИ: Я хочу спросить вас, действительно ли вы посредственны? В

моих устах слово 'посредственный' не несет унизительного оттенка, я

использую его в том основном значении, которое описано в словаре. Вы

неизбежно будете принадлежать к среднему классу, если просто цепляетесь за

свою собственную мелкую деятельность, вместо того чтобы видеть целое, видеть

весь мир целиком и свое личное, небольшое место в нем, не занимаясь поисками

обходных путей. Люди не видят Целое, они гоняются за своими мелкими

желаниями, удовольствиями, за своим суетливым тщеславием и жестокостью, но

если они увидели мир целиком и нашли свое место в нем, их взаимоотношения с

целым полностью бы изменились.

Вы учитесь в Броквуде, живете здесь в небольшой общине, вы связаны

определенными отношениями со своими учителями и другими учениками. Видите ли

вы целостность того, что происходит в мире? Это самое главное. Важно просто

посмотреть на все это и увидеть мир объективно, без каких-либо эмоций и

предрассудков и предубеждений. Различные существующие на Земле правительства

никогда не решат эту проблему, ни один политик в этом не заинтересован. Все

они в той или иной степени стремятся поддерживать статус-кво, допуская лишь

незначительные изменения. Они не думают о внутреннем единстве человека, они

хотят единства Англии. Но даже если речь заходит об Англии, различные

политические партии никогда не скажут: 'Давайте объединимся и постараемся

понять, что есть благо для человека'.

С.: Но вы же не хотите сказать, что это невозможно?

КРИШНАМУРТИ: Они этого не делают.

С.: А мы?

КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, мы наблюдаем, мы смотрим на мир. И когда вы

видите все целиком, каково ваше желание по отношению к целому? Если вы не

видите целого, если вы просто гонитесь за своими личными инстинктами,

склонностями и желаниями, все это составляет самую суть посредственности,

все это сейчас и происходит в мире.

Знаете, в старину по-настоящему серьезные люди говорили: 'Мы не хотим

иметь с миром ничего общего, мы станем монахами, проповедниками, мы

откажемся от собственности, от семьи, от положения в обществе. Мы - учителя,

мы будем путешествовать по стране, переходить из деревни в деревню; люди

будут кормить нас, а мы будем учить их нравственности, добру, отказу от

ненависти друг к другу'. Раньше подобная практика