Джидду Кришнамурти

Начало Познания

и бодрствования.

КРИШНАМУРТИ: Да. Вы говорили: 'Почему вас так волнует то, как она ходит

или что делает? Она имеет право поступать по-своему'. Это неважно. Меня

интересует, осознаете ли вы свои действия, не то, как вы одеваетесь, а то,

почему вы так одеваетесь. Почему вы придаете такое огромное значение тому,

чтобы поступать так, как вам нравится? Проблема ведь заключается в этом, вы

согласны?

С.: Вы, хотите сказать, что, как только я начну осознавать свою манеру

одеваться, я изменюсь.

КРИШНАМУРТИ: Нет, этого я не говорил. Может быть, вы изменитесь, а

может быть, и нет - здесь все зависит от вас. Но я предлагаю вам задать себе

вопрос: осознаю ли я это? Важно не просто отдавать себе отчет в том, что на

вас надеты брюки, а действительно осознавать, видеть весь смысл этого. Когда

я говорю вам: 'Сядьте правильно, держите спину прямо', - вы это осознаете?

Сейчас я расскажу вам кое- что довольно интересное. В Индии

мальчикам-браминам до семи лет разрешается делать все, что им захочется, они

постоянно заняты играми. Когда им исполняется семь, они принимают участие в

особой церемонии, во время которой их учат сидеть с закрытыми глазами и

абсолютно неподвижно. После церемонии мальчик становится настоящим брамином.

С этого дня он должен правильно сидеть и заниматься медитацией; для этого он

проходит специальные тренировки. Я рассказываю все это, чтобы показать вам,

как нам прививаются привычки, как вас обусловливают. Это можно сказать про

большинство из нас. И чтобы разрушить эту обусловленность, вас необходимо

осознавать то, что вы делаете. Вот и все.

С.: Значит, нам необходимо избавиться не только от дурных привычек, но

и от хороших?

КРИШНАМУРТИ: От всех. Привычка подразумевает обусловливание,

механическое повторение, что, конечно же, не имеет ничего общего с

чувствительностью. Так осознаете ли вы то, что делаете? Когда я говорю вам:

'Пожалуйста, оденьтесь по-другому', - вы воспринимаете мои слова как попытку

помочь вам обрести осознание и, следовательно, чувствительность, или вы

начинаете этому сопротивляться? Что вы делаете? Чувствительность - значит

познание. Я говорю вам: 'Джимми, не одевайтесь так'. Вы принимаете это как

помощь в осознании или сопротивляетесь? Или, может быть, вы чувствуете, что

вам причинили боль, и отвечаете мне: 'Я ничем не хуже вас; это не более чем

ваше мнение', - начиная тем самым словесную перепалку и порождая всю

связанную с этим бессмыслицу.

С.: Так где же проявляется наша неверная реакция?

КРИШНАМУРТИ: Необходимо принять во внимание приспособление, подражание,

боязнь боли, попытки найти вашу собственную, отличную от моей свободу.

Доминик сказал: 'Я не хочу задевать тебя, но и не хочу, чтобы ты задевал

меня'. Осознаете ли вы весь смысл того, что происходит? Если нет, то вы

становитесь лицемером. Знаете ли вы, что вам причинили боль, и вы не желаете

ее повторения?

С.: Если человек уделяет каждому мгновению все свое внимание, у него не

остается времени на то, чтобы запоминать свою боль.

КРИШНАМУРТИ: Нет, это не так. Тем не менее, многие из нас не умеют

относиться к каждому мгновению с полным вниманием. Мы запоминаем только боль

и свое нежелание ее повторения. Есть ли у вас такие воспоминания? Что вы

думаете с ними делать? Понаблюдайте, что происходит, когда вам причиняют эту

боль; она реагирует гораздо a{qrpee вашего рассудка. Боль появляется гораздо

раньше, чем ваше стремление разобраться, что-то понять. Поэтому, прежде

всего вы должны справиться с ней. Что вы будете делать?

С.: Но эта боль является прошлым.

КРИШНАМУРТИ: Мертвое прошлое?

С.: Именно в таком виде боль реагирует.

КРИШНАМУРТИ: Согласен.

С.: Но у нее нет в этом необходимости.

КРИШНАМУРТИ: Конечно, у нее нет такой необходимости, однако она

реагирует. Если вы поймете, как действует весь механизм боли целиком, вы

никогда больше ее не ощутите. Знаете ли вы, что такое механизм боли?

Выясните это. Всем нам тем или иным способом причиняют боль. Прежде всего,

почему мы испытываем ее?

С.: Иногда виной тому оказывается ваша гордыня, наши иллюзии.

КРИШНАМУРТИ: Почему возникает гордыня? Чем вы гордитесь? Вы написали

книгу? Лучше других играете в теннис или быстрее бегаете? Мы рассказываем о

себе что-нибудь подобное и говорим: 'Да, я горжусь этим'. Что это означает?

Вы очень