Джидду Кришнамурти

Начало Познания

С. (2): Поэтому некоторые из детей поступили сюда.

КРИШНАМУРТИ: А теперь давайте отчетливо определим, это ли мы здесь

пытаемся сделать? Вы думаете, что мы помогаем детям увидеть 'то, что есть',

испорченность этого мира и все остальное, и делаем все, чтобы они не попали

в эту ловушку?

С.: Это только часть ответа на вопрос.

КРИШНАМУРТИ: В чем же состоит другая часть? Давать им знания? Помогать

им обрести мужество, необходимое в предстоящем сражении? Как-то раз, беседуя

с директором одной из школ в Индии, я спросил: 'Вы занимаетесь этим уже

почти сорок лет, вы потратили на это жизнь, - имеет ли это какой-нибудь

смысл?' Он ответил: 'Да'. Тогда я спросил: 'За все эти сорок лет были ли у

вас юноша или девушка настолько выдающиеся, чтобы их не засосала эта ужасная

трясина несправедливости?' Он ответил: 'Я не знаю, по-моему, таких детей

было очень мало'. И я сказал: 'Вы хотите сказать, что за все эти сорок лет,

что вы провели здесь, лишь один или два ученика смогли избежать этого?'

С.: Кто в данном случае является источником проблемы - учитель или

ученик?

КРИШНАМУРТИ: Оба. У вас ведь нет подходящего материала. Если человек

хочет сшить хороший костюм, ему необходим хороший материал.

С. (1): Я бы сказал, что наш материал уже достаточно сильно испорчен.

С. (2): Но если не пренебрегать любым материалом, который вы можете

найти, в этом тоже нет ничего хорошего; используя только самое лучшее, вы

'выбрасываете за борт' что-то другое, являющееся неотъемлемой частью целого.

Но возьмите первого попавшегося вам ребенка из лондонских трущоб. Если

задуманное нами вообще возможно, для этого подходит и такой ребенок.

С. (3): Я бы не стал говорить: 'хороший материал' или 'плохой

материал'. Я думаю, что все это - люди.

С. (4): В этом случае подразумевается, что общество это люди,

единственное стремление которых состоит в том, чтобы поступать правильно,

действовать интуитивно, быть чувствительным, осознавать свои действия. Мне

кажется, что если бы все было действительно так, если бы мы могли взять все

человечество и сказать, что каждый человек стремится к осознанию и

чувствительности, что воздействие на учащегося имеет очень небольшое

значение, это подорвало бы саму цель существования такой школы, как эта. Я

думаю, что на самом деле определенное различие существует. Я думаю, что

проблема заключается в том, кто приходит в эту школу, кто живет здесь - будь

то преподаватель или ученик, и какова его цель.

С. (5): Некоторые люди обнаружили склонность к иному образу жизни, они

проявили интерес. В таких случаях разум уже существует.

КРИШНАМУРТИ: Какая роль во всем этом принадлежит знанию?

С.: Цветок или собака не обладают знанием и поэтому живут той жизнью,

какая им дана. Нам же знание необходимо; человека во многом характеризует

то, как он умеет его использовать.

КРИШНАМУРТИ: То есть вы хотите сказать, что очень важно, как человек

использует знание.

С.: Нет, это не так.

КРИШНАМУРТИ: Почему?

С. (1): Знание не имеет большого значения в реальной жизни.

С. (2): Правильный образ жизни вообще не зависит от каких-либо знаний.

С. (3): Но сама по себе жизнь зависит от знания.

С. (4): О каком знании мы говорим?

КРИШНАМУРТИ: Давайте выясним, какое знание имеется в виду.

С.: Мы говорим об академических научных знаниях; они являются частью

нас самих. В настоящий момент мы используем их, если хотите, для

интуитивного проникновения в суть проблемы.

КРИШНАМУРТИ: Давайте назовем такое знание академическим; это одно.

Знание того, как жить, используя академические знания - это другое. Или

знание представляет собой единое целое? И где во всем этом свобода,

непосредственность? Существует академическое знание; если я познаю себя и

использую это знание о себе, в этом нет никакой свободы. Не знаю, удается ли

мне донести до вас то, что я хочу сказать?

С.: Вы говорите, что человеку необходимо академическое знание, чтобы

познавать себя?

КРИШНАМУРТИ: Нет. Должен ли я учиться в университете, чтобы познавать

себя?

С.: Но ведь учеба в университете нисколько не мешает вам этим

заниматься.

КРИШНАМУРТИ: Таким образом, существует самопознание и академическое

знание, которое всегда является прошлым; мы что-то добавляем к этому

прошлому, что-то