Джидду Кришнамурти

Начало Познания

вам

необходимо понять все, о чем мы говорили; мы должны знать, о чем вы думаете

и почему, а также наблюдать за этим.

С.: Вы можете знать, о чем думаете, но вам не всегда известно, почему

вы думаете об этом.

КРИШНАМУРТИ: Да, но это достаточно просто. Я хочу знать, почему я

думаю, почему у меня возникает мысль. Вчера я ходил к портному и забыл у

него свои часы. Вечером, в поисках часов я подумал об этом и сказал себе:

'Какой же я растяпа, как неосмотрительно с моей стороны было оставить их

там, добавив портному дополнительные хлопоты', - все эти мысли пронеслись в

моей голове.

С.: Назвав себя неосмотрительным, вы, таким образом, отождествили себя.

КРИШНАМУРТИ: Нет, я всего лишь забыл часы. Это означает, что работники

мастерской должны взять на себя дополнительные хлопоты: следить за ними,

нести какую-то ответственность - а вдруг их кто- нибудь подберет и оставит

себе - и все в таком роде. Я думал об этом, и я знаю, почему это

происшествие дало импульс моему мышлению. Я наблюдал за всем потоком моей

мысли в целом: человек может отследить начало и конец мысли - вы выглядите

довольно озадаченными! - Я обдумал это и могу закончить свою мысль. Я

оставил часы у портного, но подумал, что они, наверное, потерялись; я

пользовался этими часами долгое время, я заботился о них. Я бы мог их

подарить, но не хотел их терять. Тем не менее, часов нет! - с ними

покончено. И я больше о них не думаю. Очень важно наблюдать за каждой своей

мыслью, осознавать ее! Любая мысль имеет значение, если вы глубоко вникните

в нее; в этом случае вы можете отследить зарождение и конец мысли, а не

прокручивать ее в уме вновь и вновь.

С.: То есть вы хотите сказать, сэр, что, если человек поймет, почему

зародилась та или иная мысль, он сможет увидеть ее конец?

КРИШНАМУРТИ: Нет. Подумайте вот над чем: существует ли некая отдельная

мысль, отличная от какой-то другой мысли? Можно ли утверждать, что каждая

мысль представляет собой нечто самостоятельное или все они взаимосвязаны?

Что вы на это скажете?

С.: Они взаимосвязаны.

КРИШНАМУРТИ: Вы уверены?

С.: Любая мысль возникает на какой-то другой мысли.

КРИШНАМУРТИ: Если я понимаю их взаимосвязь или если я знаю, из какого

источника берет начало мышление...

С.: Это очень сложный вопрос.

КРИШНАМУРТИ: Когда человек наблюдает, не отягощая себя желанием найти

какой-то ответ, это дает ему безграничное внимание, которое не имеет ничего

общего с нетерпением. Если он ведет наблюдение медленно и осторожно, ему

открываются все тайны. Если мы поссорились, я не желаю хранить воспоминания,

мысль об этом в уме, я хочу покончить со ссорой. Поэтому я приду к вам и

скажу: 'Простите меня, я не хотел вас обидеть', - и все закончится. Но

поступаю ли я так в действительности? Вы многое узнали сегодня утром? Я имею

в виду 'познание': что значит познавать?

Глава 11.

Противодействие и приспособление. Способны ли мы научить себя

целостно встретить жизнь? Ограничение личных симпатий и антипатий.

Быть бдительным.

(24 июня 1971)

С.: Мы говорили о том, почему человек не может сказать, что любит

кого-то.

КРИШНАМУРТИ: Можем ли мы подойти к этой проблеме с другой стороны? Вы

знаете, что такое агрессивность? Это сопротивление, движение против чего-то.

В связи с этим возникает вопрос: как вы собираетесь вступить в жизнь,

окончив эту школу и получив так называемое образование? Вы хотите, чтобы

общество, культура, в которой вы живете, поглотили вас, или собираетесь

противостоять им, бунтовать против них, что было бы реакцией, а не целостным

действием? Вы начнете легкую жизнь, будете подчиняться, подражать,

приспосабливаться к модели, какой бы она ни была, будь то истэблишмент или

какие-либо другие устои и так далее? Или вы станете совершенно другим

человеком, который обладает осознанием и понимает, что ему придется

столкнуться с несчастьями и противодействием, а следовательно, в жизни не

будет легкого пути? Ведь большинство из нас стремятся к легкой, комфортной,

беспроблемной жизни, что почти невозможно; и если вы действительно

столкнетесь с противодействием, будете ли убегать от него? Мне не нравится

это место, эти люди, эта работа, поэтому я ухожу, убегаю отсюда, чтобы

заняться чем-то еще, что принесет мне удовлетворение. Подумайте,