Джидду Кришнамурти

Начало Познания

безопасности. Мой мозг хранит воспоминания о людях и

каких-то местах, с которыми я могу себя отождествлять. Я вижу, что

отождествление помогает мне пребывать в гораздо большей безопасности.

С.: Не знаю, захотите ли вы говорить именно об этом конкретном аспекте

проблемы, но если я понимаю, что война во Вьетнаме -- несправедливость и если

существует группа людей, которая устраивает в Вашингтоне демонстрации

протеста против этого убийства, я иду и к ней присоединяюсь.

КРИШНАМУРТИ: Теперь подождите немного. Существует антивоенная группа, и

я к ней присоединяюсь. Я отождествляю себя с людьми, которые что-то делают,

пытаясь изменить ситуацию, и за счет этого я тоже что-то делаю; в одиночку я

же ничего не могу сделать. Благодаря тому, что я принадлежу к группе,

которая организует демонстрации, печатает статьи и говорит: 'Это ужасно', я

принимаю активное участие в прекращении войны. Это отождествление. Мы не

занимаемся поиском его результатов, не определяем, хорошо это или плохо. Нас

интересует, почему человеческий ум стремится себя с чем-то отождествить.

С.: Как отличить, когда имеет место действие, а когда - отождествление?

КРИШНАМУРТИ: Я подхожу к этому. Прежде всего, я хочу добиться полной

ясности для себя и через обсуждение понять, почему я должен заниматься

отождествлением. И когда это необходимо, я буду отождествлять себя с другими

людьми. Другими словами, сначала я должен понять, что такое

'сотрудничество'. И тогда, если мое объединение и сотрудничество с людьми

происходит на действительно глубоком уровне, я буду знать, когда этого не

делать. Я не стану искать обходных путей. Не знаю, понимаете ли вы это? Если

мне известно, что собой представляет сотрудничество, если мне известно,

какая это удивительная вещь - вместе работать, вместе жить, вместе что-то

делать - и когда я понимаю все это, я буду знать, когда в сотрудничестве нет

необходимости.

Теперь я хочу узнать, почему я отождествляю себя с кем-то. Дело не в

том, что мне не следует этого делать, если существует необходимость

отождествления в действии, а в том, что, прежде чем выяснить, как

действовать и с кем я могу сотрудничать, я хочу понять, почему внутри меня

существует это побуждение к отождествлению. Может быть, потому, что мне

нужна безопасность? Вы удалены от вашей родной страны, от семьи, и потому

отождествляете себя с этим домом, с группой людей, которые здесь живут,

чтобы быть в безопасности, под надежной защитой. Отождествление происходит

из-за того, что здесь вы чувствуете себя в безопасности. Так может быть, вы

занимаетесь отождествлением потому, что незащищены? Это так? Отсутствие

безопасности подразумевает страх, неопределенность, неуверенность в мыслях,

смятение. Поэтому вам необходима защита - хорошо, когда она есть. Не по этой

ли причине вы отождествляете себя с кем-то или чем- то?

Давайте выясним, каким будет в данном случае следующий этап. Во мне

существует неуверенность, неопределенность, смятение, страх и ощущение

собственной слабости, поэтому я отождествляю себя с какой- то верой. Что при

этом происходит?

С.: Я обнаруживаю, что по-прежнему не нахожусь в безопасности.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Я отождествил себя с определенными идеологиями. Wrn

происходит?

С.: Я стараюсь, чтобы они обеспечивали мне безопасность.

КРИШНАМУРТИ: Я уже приводил самые разные обоснования этого

отождествления: оно целесообразно, реально и так далее. Что происходит,

когда я отождествил себя с чем-то?

С.: Возникает конфликт.

КРИШНАМУРТИ: Следите за моими словами. Я отождествил себя с какой-то

идеологией, группой людей или отдельной личностью, это стало частью меня. Я

должен защищать это, не правда ли? Следовательно, когда моему отождествлению

что-то угрожает, я не знаю, что делать, я снова утрачиваю безопасность. Так

что же происходит? Я сержусь на любого, кто нападает на мое отождествление

или ставит его под сомнение. Что же здесь на самом деле имеет место?

С.: Конфликт.

КРИШНАМУРТИ: Начнем сначала: я отождествил себя с определенной

идеологией. Я должен защищать ее, потому что от этого зависит моя

безопасность, и я оказываю сопротивление всякому, кто ставит ее под угрозу,

то есть, придерживается противоположной идеологии. Таким образом, когда я

отождествляю себя с какой-то идеологией,