Джидду Кришнамурти

Начало Познания

красивы, но тут оказывается, что кто-то красивее вас, и вы

чувствуете, что вам этим причинили боль; появляется ревность, гнев, горечь -

верные спутники обиды. Так как же вы поступите со всеми накопленными вами

воспоминаниями о боли, которые говорят: 'Я не должен допустить, чтобы мне

еще когда-нибудь причинили боль'? Что вы будете делать, зная, что боль очень

быстро реагирует?

С.: Я бы сказал, что боль на самом деле разрушает иллюзии, и это

является подлинным познанием, после чего боль уже не является болью.

КРИШНАМУРТИ: Да, но это всего лишь объяснение. Факт остается фактом:

вам причинили боль. Я доверяю вам, но внезапно я обнаруживаю, что вы не

оправдали мое доверие: возникает боль. Что стоит за ней?

С.: Моя чувствительность.

КРИШНАМУРТИ: Вы так думаете? Можно ли причинить боль чувствительности?

С. (1): Если только 'я' занимает в ней центральное место.

С. (2): В действительности трудность возникает от открытости.

КРИШНАМУРТИ: Именно. А чувствительность - это разум. Когда вы говорите:

'Мне больно', что представляет собой 'я', которое все время об этом твердит?

Хотите ли вы осознать это 'я'? Или вы думаете, что здесь нечего познавать?

Вы понимаете разницу?

С.: Не могли бы вы еще немного углубиться в этот вопрос?

КРИШНАМУРТИ: Самые разные люди причиняют мне боль по самым разным

причинам. Поэтому я сооружаю вокруг себя стену сопротивления, и тут

появляетесь вы и говорите: 'Изучай ее, наблюдай'. Наблюдаю ли я за своим

'я', которому причиняют боль, за воспоминаниями? Такое наблюдение приводит к

появлению высшего 'я' - наблюдателя, которое говорит 'Я должен познавать

низшее 'я'. Вы видите ошибочность этого? Вы создаете 'я', которое, по вашему

мнению, необходимо познавать? Но никакого 'я' на самом деле не существует,

это всего лишь серия воспоминания - воспоминаний о пережитой боли. Но вы

говорите: 'Существует 'я', которое я собираюсь познавать'. Но что вы хотите

познавать? Это всего лишь набор воспоминаний, и познавать здесь совершенно

нечего.

С.: Вы хотите сказать, что самопознания не существует?

КРИШНАМУРТИ: Наоборот, это именно то, чем мы сейчас занимаемся -

посмотрите, как далеко мы продвинулись в этом самопознании.

С.: В тот момент, когда мы говорим, и я вижу что-то совершенно

отчетливо, не возникает никаких проблем. Но впоследствии увиденное мною

становится знанием, и мне кажется, что я по-прежнему вижу все совершенно

ясно. Тут кто-нибудь приходит и говорит: 'Вы ошибаетесь', а я отвечаю:

'Неправда, я все вижу', потому что у меня есть воспоминание об этом. Может

быть, к ясному видению я стремлюсь только потому, что хочу испытать потом

это приятное чувство.

КРИШНАМУРТИ: Это очевидно. Вам причинили боль, вы не хотите ее

повторения и потому сопротивляетесь. Что вы будете делать? Зная, что

сопротивление препятствует появлению любви, какого бы то ни было

сотрудничества взаимоотношений, что оно мешает общению, как вы с ним

поступите?

С.: Необходимо найти такой образ в жизни, на которой вы не будете

постоянно формировать свой собственный образ.

КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, вы уже создали образ; теперь вы должны не

допустить, чтобы к нему еще что-нибудь добавилось. Возникают две задачи, не

так ли? Не допустить никаких добавлений к образу и, кроме того, излечить и

полностью избавиться от самой болезни. С чего вы будете начинать? Вы

послушали мои объяснения - и не устанавливаете с услышанным никакой связи,

вот и все.

С.: Нужно все время сохранять очень высокую чувствительность.

КРИШНАМУРТИ: И что это означает?

С.: Что нужно ясно понять, какие факторы оказывают на тебя влияние...

КРИШНАМУРТИ: Нет.

С.: Важно остановить боль.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Послушайте, осознавайте все, что вы делаете, думаете

и чувствуете.

И если я прошу вас одеться по-другому, не сопротивляйтесь и не

вступайте со мной в сражение, пусть мои слова помогут вам что-то осознать.

Вам причинили боль, вы возвели вокруг себя линию обороны, но я говорю вам:

'Сара, не делайте этого, потому что тем самым вы разрушаете любые формы

взаимоотношений с людьми, вы можете остаться несчастным на всю свою жизнь'.

Интересно, присутствует ли в вашем восприятии моих слов понимание, которое

может помочь вам разрушить стену? Или у вас появляется желание