Джидду Кришнамурти

Начало Познания

необъятна'?

КРИШНАМУРТИ: Она действительно необъятна, когда человек на самом деле

свободен, но ведь этого нет. Способен ли человек понять, что он несвободен?

Свобода - это прежде всего отсутствие страха. Это свобода от любой формы

сопротивления. Это неизолированное движение без изоляции. Свобода - это

полное отсутствие сопротивления. Так свободны ли вы? Совершенно очевидно,

что люди напуганы, они сопротивляются, они заключены в скорлупу из своих

собственных мелких идей, желаний и стремлений. Поэтому, когда вы говорите

'свобода' и 'естественно', эти два слова не имеют никакого смысла. Свобода

может прийти, только если вы поймете всю глубину своей обусловленности и

освободитесь от нее. Тогда человек может быть свободным, естественным.

Знаете ли вы, что такое порядок? Он возникает, когда имеется достаточно

много пространства, не правда ли? В маленькой комнате, где пространства

немного, поддерживать порядок сложнее. Вы не согласны? Сейчас вы поймете.

Мне рассказывали об одном эксперименте с крысами: как можно больше крыс

помещают в очень ограниченное пространство, и поскольку им не хватает места,

они начинают убивать друг друга - мать съедает своих детенышей. Но мы также

нуждаемся в пространстве. Сейчас появляется все больше и больше

переполненных населением городов. Вам следовало бы поехать в Индию и

посетить некоторые из ее крупнейших городов: Калькутту, Бомбей или Дели, -

вы даже представить себе не можете, на что это похоже, какой там ужасный

шум, крики и как много там людей. Улицы похожи на муравейник, и люди,

ограниченные в пространством, взрываются насилием.

Здесь нам также необходимо пространство; но размеры самого здания

ограничены, что вы будете делать? Внешнее пространство ограничено, а вам еще

необходимо и пространство внутреннее, как вы собираетесь сохранить его? Вы

понимаете, что я имею в виду под внутренним пространством? Наш ум настолько

переполнен тысячами идей, что в нем совершенно не остается пространства,

даже между двумя мыслями, двумя идеями, между двумя эмоциями также не

существует интервала. Но пока в вас не появится это пространство, не будет и

порядка. Порядок означает познание, не правда ли? Познание всего. То есть

если кто-то говорит мне, что я дурак, я хочу познать истинность этого; я

хочу понять. Я не начинаю сопротивляться и говорить в ответ: 'Сам дурак'. Я

хочу увидеть, услышать, познать. Таким образом, познание порождает порядок,

сопротивление же ведет к беспорядку.

Итак, даже если мне не достает внешнего пространства, из-за того, что

мир все больше и больше наполняется людьми, я хочу понять, способен ли я

овладеть внутренним пространством. Если во мне его нет, то я неизбежно

создаю беспорядок. Что вы на это скажете? Вот вы, группа подростков, которые

не согласны с установленным порядком, восстают против установленного

порядка, хотя он естественен, неизбежен. Вы пришли сюда с подобными идеями и

чувствами, и всякого человека, который указывает вам на что-то, вы называете

'авторитарным'. Так что же мы будем делать?

Как мы можем жить здесь по-другому, поступать по-другому, быть

счастливыми по-другому? Знаете ли вы, что может произойти в противном

случае? Вы будете выброшены в джунгли этого мира, кишащие волками, и вы

погибнете. В Индии на каждое свободное рабочее место набирается от 3 до 4

тысяч претендентов. Вы понимаете, что это значит? Однажды понадобился повар,

и вы знаете, кто пришел наниматься на работу? - бакалавры, магистры и

доктора философии! Onknfemhe будет еще хуже, не только в Индии, но и во всем

мире.

Итак, в такой школе, как эта, нам необходимо познавать. Я использую

слово 'познавать' в его истинном смысле: понимать, исследовать

взаимоотношения, потому что, в конечном счете это то, как мы живем. Общество

- это взаимоотношения между людьми. Очень важно, чтобы здесь мы занимались

познанием того, как нужно жить, что такое взаимоотношения, что такое любовь.

Мы должны познавать, а не просто говорить: 'Это любовь', 'Это не любовь' или

'Это авторитет', 'Это не авторитет', - все абсурдные утверждения подобного

рода не имеют смысла. Но если мы на самом деле способны к совместному

познанию, тогда, я думаю, в существовании этой школы есть определенный

смысл.

В школе на юге Индии учатся мальчики в возрасте от 6 до 18 лет, так