Джидду Кришнамурти

Начало Познания

как вы поступите с человеком в этой школе, который говорит: 'Я

буду оставлять все в моей комнате, как мне нравится, я в ней сплю. Для меня

это порядок, потому что среди этого беспорядка я могу найти все, что мне

нужно'. Откуда вы начнете познание? Мы все хотим жить вместе, быть счастливы

вместе, делать что-то вместе. Жизнь - это когда мы делаем что-то вместе.

Поэтому, пожалуйста, скажите мне, как вы предлагаете понять все это.

С.: Начинать нужно с духа сотрудничества.

КРИШНАМУРТИ: Если вы будете обладать им, как вы поможете мне познать?

С.: Придется установить правило.

КРИШНАМУРТИ: И что тогда произойдет? Как только вы установите правило,

я начну его нарушать, потому что я хочу быть свободным. Люди отправились в

Америку, потому что им не нравились всевозможные ограничения, они говорили,

что хотят свободы. Они покинули старую страну и переехали в новую. Они

говорили: 'Мы начнем заново. Никаких епископов, никаких королей'. Но

постепенно у них вырос собственный монстр.

Итак, понимаем ли мы, как важно иметь хороший мозг, который способен

мыслить, изучать, наблюдать и познавать объективно, здраво?

С.: Сэр, что происходит, если человек рождается с неполноценным мозгом?

КРИШНАМУРТИ: Если человек рождается с неполноценным мозгом, то в этом

случае боюсь, что можно сделать очень немногое.

С.: Вы говорите так, как будто что-то мы все-таки можем сделать.

КРИШНАМУРТИ: Конечно, потому что даже имея неполноценный мозг, человек

необязательно является идиотом.

С.: Я имею в виду слабоумных людей.

КРИШНАМУРТИ: Если человек слабоумный, кое-что можно исправить, осознав

это. Я буду стараться что-то сделать, я не стану говорить: 'Я слабоумный' и

сидеть сложа руки.

С.: И что же вы будете делать?

КРИШНАМУРТИ: Познавать, что я слабоумный.

С.: Некоторые люди обладают большей способностью что-то делать, чем

другие.

КРИШНАМУРТИ: Так познавайте это. Если у меня есть способность что-то

делать лучше, чем это делает другой человек, это может привести к

односторонней жизни. Я - человек и обладаю необычайными способностями. Я

должен развивать все эти способности, иначе я не человек. Я становлюсь

просто специалистом. Если вы говорите: 'На самом деле меня не интересуют

такие вещи, как музыка или любование красотой дня, оставьте меня в покое и

дайте заниматься математикой', то на это я могу сказать: 'Вы слабоумны'.

С.: Но разве не существует некоей врожденной способности, с которой мы

появляемся на свет?

КРИШНАМУРТИ: Все можно изменить.

С.: Можем ли мы все быть бетховенами?

КРИШНАМУРТИ: Я хочу познавать, я не хочу быть похожим ни на кого, я не

хочу становиться таким, как Христос, Будда, Бетховен или Эйнштейн! Я хочу

видеть вещи иначе, вести совершенно иной образ. Как группе людей, живущих

вместе, людей, в которых стараются поддержать чувство, что здесь их дом, что

вы будете делать, если кто-нибудь скажет: 'Извините, но мне что-то не

хочется когда-либо работать в саду'.

С. (1): Может быть, это не его дом?

С. (2): Я думаю, что бесполезно было бы разбиваться на группы,

объединяя в одной из них тех, кому нравится работать в саду, а в других тех,

кто предпочитает заниматься чем-то еще, вы согласны?

С. (3): Если кому-то не нравится работать в саду, может быть, этот

человек просто не чувствует, что это его дом, может быть, его место не

здесь.

КРИШНАМУРТИ: Верно, его место не здесь. Как вы ему об этом сообщите?

Скажете ли вы ему: 'Ты пришел сюда, чтобы получить образование в истинном

смысле этого слова, но, очевидно, ты не хочешь быть образованным человеком,

ты предпочитаешь оставаться дикарем'. Вы прогоните этого человека? Он так

же, как и все, пришел сюда, чтобы получить образование, но он не знает, что

это такое, он мыслит исключительно с позиции бунта против истэблишмента,

против профессора, заявляя при этом: 'Я все знаю, кто вы такие, чтобы учить

меня!' И он не знает, что означает слово 'сотрудничество'. Возможно, вам

придется избавляться от него. Вы будете это делать?

С.: Значит ли это, что нам необходимо заинтересоваться познанием?

КРИШНАМУРТИ: Именно этим мы сейчас и занимаемся.

С.: Если мы этим занимаемся, значит, нам нет нужды волноваться о ком-

то еще.

КРИШНАМУРТИ: Но представьте себе, что по прошествии четырех месяцев моя

комната по-прежнему будет