Джидду Кришнамурти

Начало Познания

существует множество различных оправданий. С привычкой легче, она

позволяет избежать одиночества, страха перед неизвестным и подразумевает

наличие определенного порядка, ведь мы говорим: 'Я буду придерживаться

только этого и больше ничего'. Так почему же ум функционирует, не выходя за

рамки привычки?

С.: Такова его природа.

КРИШНАМУРТИ: Но утверждая это, вы прекращаете всяческое исследование.

Мы знаем, почему ум действует на основе привычки. Вы действительно это

осознаете? Человек с психопатическими наклонностями имеет привычки, которые

совершенно не похожи на привычки других людей. Невротик также обладает

своими определенными привычками. Мы можем осуждать их, в то же время, не

имея ничего против каких-то других привычек. Почему же ум так поступает? Я

хочу еще немного углубиться в этот вопрос, я хочу понять, почему ум это

делает и может ли ум жить без привычек.

С.: Ум придерживается привычек, потому что чувствует свою

индивидуальность.

КРИШНАМУРТИ: Мы говорим об этом: личность, эго, страх, стремление к

порядку, лень - все это элементы нашего 'я'. Может ли ум жить без привычек?

Мы не говорим о биологических привычках, о закономерностях функционирования

организма, который обладает своим собственным механизмом, своей собственной

структурой и своим собственным разумом. Но почему ум так быстро воспринимает

привычку? Может ли он жить без привычек? Это вопрос огромной важности. Когда

мы говорим, что есть Бог, Спаситель - это привычка. Когда мы говорим, что

Спасителя нет, а существует только Государство - это тоже привычка. Таким

образом, ум живет на основе привычек. Вы думаете, так он чувствует себя в

большей безопасности?

С.: Да.

КРИШНАМУРТИ: Давайте медленно сделаем еще шаг вперед. Что это означает?

Действуя в сфере известного, ум чувствует себя в безопасности. Известное -

это привычка, верно?

С.: Даже в этом случае мы все равно говорили, что не чувствуем себя в

безопасности.

КРИШНАМУРТИ: Потому что известное может измениться или исчезнуть или

обрасти какими-то добавлениями. Но ум всегда действует в сфере известного,

поскольку там он чувствует себя в безопасности. Поэтому известное - это

привычка, известное - это знание. Я говорю о знаниях в области науки и

техники, а также о знаниях, почерпнутых из моего личного опыта. Во всем

этом, несомненно, существует механическая привычка. И вот я задаю вопрос:

может ли ум уйти от известного, но не в неизвестное - я не знаю, что это

означает, - а в сторону свободы? Может ли он выйти за рамки известного?

Послушайте внимательно. Если мне известно все о двигателе внутреннего

сгорания, я могу продолжать экспериментировать в том же направлении, но

рамки моего исследования будут ограничены. Я должен найти что-то иное,

какой-то иной способ выработки энергии.

С.: Стал бы ум говорить это, если бы хотел сохранить безопасность,

которую дает ему известное?

КРИШНАМУРТИ: Сейчас я говорю не о безопасности.

С.: Вы хотите сказать, что необходимо приостановить это непрерывное

движение? К примеру, чтобы в области техники произошло нечто новое, должен

образоваться разрыв в некоей непрерывной цепи.

КРИШНАМУРТИ: Вы правы. Именно это и происходит. Иначе человек не смог

бы изобрести реактивный двигатель, ведь ему было необходимо посмотреть на

проблему совершенно иначе. Вы следите? Мой ум всегда действует в сфере

известного, определенного, то есть в сфере привычки. Во взаимоотношениях с

людьми, в мыслях (которые, кстати, являются реакцией памяти и неразрывно

связаны с областью известного) я через известное отождествляю себя с

неизвестным. Я спрашиваю: ум должен функционировать в известном, потому что

иначе человек не смог бы разговаривать; и все же может ли этот самый ум

действовать без каких-либо привычек?

С.: Не задает ли ум этот вопрос из-за того, что действие на основе

привычки не приносит ему успеха?

КРИШНАМУРТИ: Я не думаю об успехе.

С.: Но что тогда заставляет ум задавать этот вопрос?

КРИШНАМУРТИ: Мой ум говорит: 'Этого не достаточно. Я хочу чего-то

большего'. Он хочет постичь нечто такое, чего не может найти в сфере

известного, он способен лишь расширить эту сферу.

С.: Но ум должен осознать, что существуют ограничения.

КРИШНАМУРТИ: Я осознаю это и говорю себе: я могу действовать в сфере

известного,