Джидду Кришнамурти

Начало Познания

в Америке или Франции, а

также студенты университетов здесь, в Англии, сказали бы: 'Это не ваше

дело'.

С.: А что если человек пойдет другим путем, что если он скажет: 'Я не

буду следовать за своей биологической потребностью'?

КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, давайте посмотрим, из чего состоит вся

проблема в целом. Оставим на время конкретную вашу или мою личную

биологическую потребность. Нельзя так просто утверждать, что родители и

люди, работающие здесь, заставляют меня приспосабливаться, что они ведут

себя авторитарно. Эта школа является одним из центров общественного

внимания. Это общество может быть испорченным, глупым, но если этот центр

получит дурную репутацию, то все будущее школы окажется под угрозой; ее

могут закрыть. И вы должны все это учитывать. Итак, что вы будете делать со

своей биологической потребностью? Не молчите, давайте обсудим это. Что вы

будете делать? Мы уже достаточно исследовали, вы подумали о своих родителях,

об ответственности, которую вы несете здесь, о том, что руководители школы

отвечают за вас перед родителями, о соседях, о будущем школы.

С.: Но разве учащиеся не несут ответственность наравне с

преподавателями?

КРИШНАМУРТИ: Я уже об этом говорил. Это ваш дом, дом для всех вас, и

следовательно, вы все ответственны за то, что происходит здесь. Так что же

вы будете делать? Зная, что весь ваш организм биологически перегружен, как

вы поступите? В конце концов, вы читаете журналы, газеты, рассказы, ходите в

кино, вы видели полуобнаженных женщин, и вам все об этом известно. В чем же

заключается ваша ответственность? Пожалуйста, поговорите со мной об этом.

Это одна из проблем жизни, и вы не хотите соприкоснуться с ней поближе. Но

шила в мешке не утаишь. Как вы собираетесь решить проблему подобного рода,

обладая еще недостаточно зрелым умом? Ведь вы все еще очень молоды, вы

понимаете? Ваш ум еще не приобрел той чрезвычайной активности,

чувствительности и разума. Сталкиваясь с этой проблемой, вы совершенно

естественно хотите от нее уйти. И у вас возникают страхи и опасения.

Как ваш ум сможет быть достаточно разумным, чтобы справиться с

проблемой? Ведь все общество вокруг через одежду, моду подталкивает вас в

одном направлении - все в обществе приводит к сексу. В Индии поцелуи на

экране запрещены. Когда вы начинаете жить во внешнем мире, даже если вы

женитесь, проблема не уходит, она остается. Как вам приобрести этот разум,

который сможет справиться без какого бы то ни было сопротивления, конфликта

или подавления? Если вы поддадитесь этой слабости, она превратится в еще

одну форму невроза; если вы подавите ее, невроза вам также не избежать; если

вы будете сопротивляться, проблема доставит вам ужасные неприятности. Вы

знаете, что происходит с людьми, которые сопротивляются всему этому? Они

начинают держать все в себе, вспыхивают по пустякам, становятся истеричными.

Так как же можно создать ум, способный избежать сопротивления,

подавления или потакания слабости? Это действительно сложная проблема. Как

добиться того, чтобы ум был чувствительным, живым, острым и одновременно

обладал удивительной способностью реагировать на прекрасное - красоту

женщины или ребенка? Как этого достичь?

Тщательно изучив проблему, вы доходите до этой точки, и что же вы

будете делать? Скорее всего, вы скажете: 'Я не знаю, что делать', а затем

добавите: 'Давайте не будем говорить об этом'. Вы следите? Жить без усилия,

без приспособления, без подавления, без сопротивления, без слепого

следования за толпой - то есть без бессмысленного хождения на вечеринки, без

вовлечения в весь этот притупляющий ум процесс современного существования:

это и есть подлинное образование.

Теперь будьте внимательны! - потому что эта проблема будет существовать

на протяжении всей вашей жизни. Как мы говорили, если вы подавляете ее,

возникает опасность, что она взорвется в других направлениях; и если вы

поддаетесь или начинаете с нею играть, она уничтожит вас, разрушит ваш ум.

Поэтому ум не учится подавлять, сдаваться или делать из этого огромную

проблему. Вам это понятно? Это для вас что-нибудь значит? Или вы говорите:

'Пусть он говорит, мы останемся при своих удовольствиях, женимся, будем

продолжать в том же духе, и только после этого столкнемся с проблемой'?