Джидду Кришнамурти

Начало Познания

была очень распространена,

но сегодня мы больше не можем себе этого позволить. Хотя в Индии это до сих

пор возможно. Вы можете пересечь страну с севера на юг и с запада на восток,

живя на милостыню. Наденьте на себя одежду определенного покроя, и люди

будут кормить и одевать вас, потому что в Индии это часть традиции. Но

поскольку этим пользуются много шарлатанов, даже эта традиция уже начинает

постепенно отмирать.

Итак, суть проблемы состоит в том, что нам необходимо зарабатывать на

жизнь и в то же время жить в этом мире разумно, здраво, не механически.

Образование должно помочь нам в этом. Я не устаю это повторять. И возникает

вопрос: как нам, то есть вам и мне, исследовать этот вопрос и прежде всего

понять, что мы представляем собой на самом деле и можно ли это полностью

изменить? Поэтому сделайте первый шаг и посмотрите на себя, не старайтесь от

этого убежать, не говорите: 'Как ужасно! Как уродливо!' Просто наблюдайте за

тем, захвачены ли вы теми устремлениями безумия, которые создали }rnr

уродливый мир. И если вы наблюдаете за своими собственными вывертами и

причудами, постарайтесь понять, что нужно для того, чтобы измениться.

Давайте говорить об этом, говорить о наших взаимоотношениях, о дружбе и

любви. Вы поговорите об этом и скажете: 'Я жаден, я чувствую себя ужасно

глупым. Можно ли все это полностью изменить?' Такая перемена является частью

нашего образования.

С.: Я становлюсь глупым, когда не чувствую себя в безопасности.

КРИШНАМУРТИ: Конечно. Но уверены ли вы в этом? Не теоретизируйте. Вы

действительно стремитесь обрести безопасность - в каком-то человеке, в

профессии, в определенном качестве или в некоей идее?

С.: Человеку необходима безопасность.

КРИШНАМУРТИ: Видите, как вы ее защищаете? Сначала разберитесь, ищете ли

вы безопасность; не говорите, что она кому-то необходима, после того как вы

сделаете первый шаг, мы увидим, необходима она или нет. Конечно же, вы ее

ищете! Понимаете ли вы, что означает слово 'зависимость' - зависимость от

денег, от людей, от представлений, от всего того, что мы получаем из

внешнего мира? Вы сами знаете, от какой только ерунды мы не зависим. Это

может быть какое-либо верование или некий образ, созданный нами о себе,

например, что 'я - великий человек' или кто-то там еще. Поэтому вам

необходимо понять, что это слово включает в себя множество значений, и

выяснить, пойманы ли вы сами в его ловушку. Если вы осознаете, что в своем

стремлении к безопасности от кого-то зависите, то вы начинаете сомневаться,

задавать вопросы, и именно здесь берет начало познание. Вы начинаете

постигать, что такое зависимость и привязанность. Вы узнаете, что страх и

удовольствие являются неотъемлемыми элементами безопасности. При отсутствии

безопасности вы чувствуете себя потерянными и одинокими; вы пытаетесь

убежать от одиночества, находя утешение в алкоголе, женщинах или в чем-то

еще. Ваше поведение становится невротичным, потому что на самом деле вы

далеки от разрешения этой проблемы.

Итак, вам необходимо понять, постичь реальный, не теоретический смысл и

значение этого слова. Познание этого является частью вашего образования. Я

нахожусь в зависимости от определенных людей. Я нахожусь от них в

зависимости, потому что нужна безопасность, защищенность, деньги,

удовольствия и так далее. Поэтому, когда люди делают что-то мне неприятное,

во мне появляются испуг, раздражение, гнев, ревность, разочарование, и тогда

я отыгрываюсь на ком-то еще. Эта проблема существует постоянно. И вот я

говорю себе, что сначала необходимо понять смысл всего этого. Я должен

зарабатывать деньги, обеспечивать себя едой, одеждой и жильем - это

нормально. Но деньги дают начало всему упомянутому циклу. Поэтому я должен

познать всю проблему целиком до того, как свяжу себя по рукам и ногам, ибо

потом будет уже слишком поздно. Я связываю себя, к примеру, женитьбой, и

тогда все кончено, я попадаю в зависимость, после чего во мне начинается

борьба между желанием быть свободным и теми ограничениями, которые на меня

накладывают ответственность за семью, закладная на дом и все прочее.

Итак, перед вами проблема. Тангки говорит: 'Я должен быть в

безопасности', на что я отвечаю: прежде чем говорить 'я должен', выясните,

что это означает, узнайте об этом все.