Джидду Кришнамурти

Начало Познания

образования? Как бы вы

могли приступить к самообразованию в той области, которая готовит вас к

встрече с этой жизнью? Вы ждете, что кто-нибудь будет учить вас, как вас

учат математике и другим предметам?

С.: Нет.

КРИШНАМУРТИ: Нет? Вы уверены? Если никто не будет учить вас

психологическому, внутреннему способу жизни, как вы сможете это сделать? Как

вы будете обучать себя? Вы знаете, что происходит в мире? Не говоря уже о

войнах, бойнях, уродствах и ужасах, которые происходят вокруг, есть люди,

которые думают, что что-то знают, и пытаются обучать вас - я не имею в виду

мир техники: это очевидно, просто и основано на фактах.

Недавно по телевидению выступал один епископ, утверждая, что знание о

Боге есть любовь, и без этого знания нельзя жить, жизнь становится

бессмысленной. Вы следите? Перед нами настойчивое утверждение известного

епископа, или кем бы он там ни был, я выслушал его и сказал: 'Я познаю, я

хочу понять. Я хочу быть образованным'. Его объяснения достаточно разумны, а

вы смотрите на его воротничок, на его одеяние или на его берет и говорите:

'А, так это же священник, qr`p{i человек, повторяющий то, что мы уже

слышали', - для вас его слова ничего не значат, и вы больше не слушаете его.

После этого появляется человек и предлагает вам модель жизни (пожалуйста,

слушайте все это), которая кажется разумной, логичной, и под влиянием его

личности, того, как он выглядит, одевается, ходит - вы знаете все эти приемы

- вы говорите: 'Да, в нем что-то есть', и вы его слушаете. Через сам этот

факт слушания вы обуславливаетесь тем, что он говорит, не правда ли?

С.: Это зависит от того, как слушать.

КРИШНАМУРТИ: Если вы не знаете, как слушать того епископа, вы скажете:

'Очень разумно, он говорит, что мы живем так уже 2 тысячи лет. Жить со

знанием о Боге - это правильный путь'. Я слушаю его, что-то в его речи

трогает меня, и я принимаю его. Я подвергаюсь его влиянию. Точно так же я

подвергаюсь влиянию человека, который говорит: 'Делайте так, и вы получите

просветление'. Таким образом, на меня воздействуют со всех сторон. Что же

мне делать? Я хочу сам обучить себя, потому что прекрасно вижу, что никто не

даст мне образование в этой сфере. Ибо эти люди никогда не занимались

образованием самих себя, они никогда не проникали в себя, чтобы изучить,

исследовать, что-то найти, что-то рассмотреть и понаблюдать, они всегда лишь

приспосабливались к модели. И они стараются научить меня, как жить внутри

этой модели, будь то малая модель дзен-буддизма, христианства или

коммунизма; эти люди ничему не научились в той области, о которой мы

говорим, хотя они могут быть весьма искусны в дискуссиях и великолепно

разбираться в диалектике. Итак, поскольку никто не собирается помогать мне в

занятиях внутренним самообразованием, с чего я должен начать? Я вижу, что

если не сделаю этого, то стану односторонним человеком. Я могу прекрасно

писать очерки и получить степень - что дальше? Я все равно пренебрегаю всем

остальным, что есть в моей жизни. Поэтому как мне обучить себя, достичь

зрелости в той области, где лишь очень немногие люди взяли на себя труд

что-то исследовать? Или они сделали это и начали навязывать свое мышление

другим людям, не помогая им самостоятельно найти ответ. Не знаю, видите ли

вы это. Вы понимаете, о чем я говорю? Фрейд, Юнг, Адлер и другие

психоаналитики, проникшие в эту область, открывшие ряд фактов, проследившие,

что все поведение человека зависит от обусловленности детства и так далее,

разработали определенную модель, сейчас вы можете исследовать в этом

направлении и получить дополнительную информацию, но это не будет вашим

самопознанием. В этом случае вы изучаете предмет, пользуясь суждениями

кого-то еще. Так как вам начать это? Зная, что такое жизнь и что происходит

в мире: войны, вражда, политики, священники, хиппи с их элементами

философии, наркоманы, создатели общин и ненависть между различными классами.

Все это мы видим во внешнем мире; внутри же люди честолюбивы, жадны,

завистливы, жестоки, полны насилия, они эксплуатируют друг друга. Это факты,

я не преувеличиваю.

Теперь, когда я вижу все это, что же мне делать? Должен ли я

приспособиться некоей модели, что меня успокаивает, что я как раз и хочу

сделать, что станет для меня осуществлением