Джидду Кришнамурти

Начало Познания

Это и есть порядок; нельзя жить, не выходя из своей комнаты.

С.: И в этом нет совершенно никакого противоречия?

КРИШНАМУРТИ: Никакого. Если вы или обстоятельства принуждают меня к

чему-то, или я чувствую, что, если не сделаю этого, на меня будут смотреть

свысока, появляется насилие. Но никакого насилия нет, если я вижу, что мы

должны работать вместе, что жизнь - это совместная деятельность, что я не

могу прожить в одиночку. В конце концов, я выясняю, возникает ли насилие,

когда я что-то делаю вместе с вами - играю, разговариваю или слушаю вас. Я

все познаю через наши взаимоотношения. В противном случае я не способен на

это, я не могу запереться в своей комнате и выяснять там, есть ли во мне

насилие. Я могу вообразить себе, что лишен его, но подлинная проверка,

подлинное действие совершается во взаимоотношениях, тогда все становится

ясно. Это и есть настоящая работа. И если вы будете ее выполнять, это

наполнит вас огромной энергией, потому что в вашей жизни будет

присутствовать порядок.

Глава 15.

В чем назначение учителя? Три направления работы. Предназначение

Броквуда.

(25 мая 1973)

Встреча только с работниками школы.

КРИШНАМУРТИ: Не знаю, обдумывали ли вы то, о чем мы говорили на днях:

как знания обуславливают ум и можно ли учить фактам, передавать информацию и

так далее - ведь все это и есть знание - не обуславливая ум. Знание

приобрело в наших глазах огромное значение. Для некоторых индийцев оно

считается дорогой к Богу. Мне представляется, что на Востоке знание

символизирует образ жизни, при котором уже само изучение священных книг

(таких, как Талмуд, сутры и Коран), запоминание и повторение текстов

приближают человека к тому, что там называют Богом или Аллахом, или Иеговой.

Мы говорим, что процесс обусловливания осуществляется не только через

культуру, религию, общественную мораль и так далее, но и посредством самого

знания. Можно ли научить детей и самих себя тому, как освободить ум от

знания и в то же время использовать знание без принуждения ума к

механическому действию? Если бы я был учителем и работал в этой школе, меня

бы очень беспокоил вопрос о том, как избавить от обусловливания самого себя

и ученика. Мы исследовали это и говорили: в самом акте обучения я познаю

свое собственное обусловливание, вижу обусловливание ребенка и познаю

способы избавления от него. Я предлагаю углубиться в вопрос о том,

действительно ли знание обусловливает ум, и если да, то как этому можно

помешать; как во время самого акта обучения и передачи информации избежать

формирующего воздействия на ум ученика.

С.: Знание само по себе не обусловливает наш ум. Все дело в нашем

отношении к знанию; если ваш ум просто содержит в себе определенные факты,

это его вовсе не обусловливает.

КРИШНАМУРТИ: Почему вообще я должен хранить в уме какие-то факты? Для

этого существуют энциклопедии, книги - почему я должен держать все это в

уме?

С.: Очень часто ум действует на таком уровне, где знание, как

инструмент, просто необходимо.

КРИШНАМУРТИ: Если я хочу построить мост, я должен обладать определенным

знанием и опытом, мне нужны специальные познания в области техники. Все это

я использую, чтобы построить мост. Я понимаю, что определенные знания

хранить в уме необходимо, но как мне помешать инженеру, который говорит: 'Я

собираюсь использовать знания для достижения собственного успеха',

злоупотреблять ими? Не в этом ли заключается проблема?

С. (1): Да, в данном случае это действительно будет злоупотреблением

знания.

С. (2): Разве вам не кажется, что дело еще и в том, что ум не способен

пребывать в покое? Даже на прогулке человек не любуется деревьями, а

размышляет о строительстве моста.

КРИШНАМУРТИ: Но если я должен построить мост, мне приходится очень

много об этом думать.

С.: Кажется, что чем больше знаний и информации я способен без

напряжения удержать в уме, тем лучше я буду обеспечен, потому что мне не

придется пользоваться справочником. Я очень легко могу воспользоваться

памятью.

КРИШНАМУРТИ: Так в чем же заключается функция знания? Вот вы, учителя

математики, географии, биологии и так далее, ответьте, пожалуйста, на

вопрос: какова функция знания в нашей жизни?

С.: Это инструмент,