Джидду Кришнамурти

Начало Познания

Умение быстро

приспосабливаться к любой ситуации - это одна из составляющих

чувствительности, не так ли? Причем, как уже говорилось здесь, нелепо

разделять чувствительность на мою и вашу.

С.: Кроме того, разве не существует чувствительности иного, более

высокого порядка? Другими словами, я могу быть чувствительным к тому, что вы

говорите, но есть ведь и нечто большее.

КРИШНАМУРТИ: Конечно, именно это я и подразумеваю.

С.: Мы живем в определенном месте в определенное время и так далее:

было бы, к примеру, абсурдно носить в наши дни рыцарские доспехи.

Чувствительность необходима в очень многих случаях. Но мы склонны оставаться

чувствительными только к самим себе.

КРИШНАМУРТИ: Давайте объединим все в один вопрос. Почему мы не

чувствительны? Что мешает нам обрести чувствительность ко всему - к самому

себе, ко мне, к сферам объективного и субъективного?

С.: Что мешает нам узнавать друг друга?

КРИШНАМУРТИ: Кто-то сказал, что страх перед возможной болью лишает нас

чувствительности, и поэтому мы отступаем. Не является ли этот страх одной из

основных причин отсутствия чувствительности? Мы создаем образ о себе,

который говорит: 'Независимо от ситуации я должен одеваться именно так,

потому что я привык к этой одежде'.

С.: Мы настолько озабочены своим местом в некоем целом, что совершенно

не смотрим на само это Целое.

КРИШНАМУРТИ: Верно. Вы боитесь, что вам причинят боль? Подумайте, чему,

какой части вас могут причинить боль? Почему вы этого не хотите, что в вас

боится этой боли?

С.: Эго, наше 'я'.

КРИШНАМУРТИ: Эго? Что такое эго? Что представляет собой та часть нашего

существа, которая говорит: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'.

С.: Все это - наше прошлое.

КРИШНАМУРТИ: Двигайтесь вперед медленно, шаг за шагом, иначе вы все

упустите. Почему вы говорите: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'? Не

потому ли, что вам уже доводилось ее испытывать? Что вы скажете? Ранее вы

уже ощущали эту боль и поэтому говорите: 'Я не хочу повторения боли'. В

детстве вам причинили боль, вы пытаетесь ее избежать и говорите: 'Я не хочу,

чтобы мне причинили боль'. Не правда ли, это означает, что вам уже было

больно раньше, вы храните воспоминание о прошлой боли и не хотите ее

повторения. Посмотрите внимательно на фразу: 'Я не хочу, чтобы мне причинили

боль'. 'Я' выступает здесь в качестве воспоминания о прошлой боли, и то 'я'

говорит: 'Я должен соблюдать осторожность'. Итак, что же происходит, когда

вы говорите: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'? Каким оказывается ваш

следующий шаг?

С.: Возникает сопротивление.

КРИШНАМУРТИ: Итак, вы сопротивляетесь, не правда ли? И что происходит

потом? Наблюдайте за этим, не разговаривайте, смотрите на происходящее.

Чтобы никто не причинил вам боль, вы строите стену вокруг себя. Что тогда

происходит?

С.: Боль усиливается.

КРИШНАМУРТИ: Я не собираюсь помогать вам. Продолжайте, Джимми. Что

происходит, когда я сооружаю вокруг себя стену, чтобы защититься от боли? И

вы, и я, и любой человек занимается этим. Что происходит?

С.: Исчезает общение.

КРИШНАМУРТИ: Исчезает общение? Но вы стараетесь что-то делать вместе,

стараетесь сотрудничать, одновременно сооружая вокруг себя стену. Это

является основой лицемерия. Когда вы говорите: 'Я не хочу быть лицемером', в

действительности ваши слова означают: 'Оставьте меня в покое, не причиняйте

мне боль'. Вы чувствительны по-своему, а я по-своему, что лишено всякого

смысла.

С.: Я хочу понять, а не просто принимать на веру то, что мне говорят.

КРИШНАМУРТИ: Я вижу, что не хочу испытывать боль и строю вокруг себя

стену и что вы делаете то же самое, - до тех пор, пока эта стена существует,

сотрудничество невозможно. Я говорю о сотрудничестве, но когда я обращаюсь к

вам со словами: 'Пожалуйста, поймите, что для данного случая такая одежда не

подходит', вы отвечаете мне: 'Это предубеждение'.

С.: В чем состоит особенность, которая требует совершенно определенного

стиля одежды?

КРИШНАМУРТИ: Хорошо, давайте оставим в покое одежду. Вокруг вас

существует защитная стена, состоящая из вашего мнения, которое означает: 'Я

представляю собой именно это, и не выходите за его пределы', - вы

сопротивляетесь, потому что не хотите, чтобы вам причинили боль. Вы

сооружаете стену