Джидду Кришнамурти

Начало Познания

так хаотичен, безумен, груб и полон насилия. Будучи не

в состоянии встретиться с ним, вы испытываете страх перед будущим. Откуда вы

знаете, каким это будущее будет? Почему вы его боитесь?

С.: Разве мысленно мы не переносим в будущее образ о себе? После чего

мы боимся, что не сможем соответствовать этому представлению.

КРИШНАМУРТИ: У вас есть представление о себе, и если вы не живете в

соответствии с ним, вас это пугает. Это один из страхов, не правда ли? Он

только что сказал, что боится неизвестного, то есть боится завтрашнего дня,

мира, своего положения в этом мире, боится того, что с ним случится в

будущем, станет ли он бизнесменом или садовником. Как вы встретите это? Как

вы поймете страх перед неизвестным? Ведь если вы будете бояться сейчас, с

возрастом ситуация будет все хуже и хуже, вы согласны?

Почему вы думаете о будущем? Почему вы смотрите на будущее с точки

зрения того, кем вы являетесь сейчас? Вы молоды, вам пятнадцать, может быть,

семнадцать лет, так откуда вы знаете, что вы будете представлять собой через

20 лет? Существует ли при этом страх из-за того, что у вас есть

представление о себе или о мире через 20 лет?

С.: Мы обусловлены иметь такое представление.

КРИШНАМУРТИ: Кто обусловливает вас? Общество, культура?

С.: Вся окружающая обстановка в целом.

КРИШНАМУРТИ: Так почему же вы подчиняетесь ей?

С.: Это опять же страх.

КРИШНАМУРТИ: Хорошо, и что это означает? Углубитесь в это. Вы

чувствуете, что вам приходится приспосабливаться, а вы этого не хотите. Вы

говорите: 'Я не хочу приспосабливаться', и все равно делаете это. У вас есть

представление о себе, созданное культурой, в которой вы живете, и вы

говорите: 'Это представление должно соответствовать образцу'. Но этого может

не произойти, и вы пугаетесь. Я прав? Почему вы имеете представление о себе

или о мире? Мир жесток, груб, безжалостен, полон насилия, соперничества и

ненависти; все стараются получить работу и борются, борются, борются. Это

факт, не так ли? Почему у вас есть лишь представление об этом? Почему бы не

сказать: 'Это факт'. Светит солнце: это факт. Или на улице пасмурно: это

факт. Вы не боритесь с фактом. Это то, что есть. Хотите ли вы приспособиться

к этому? Хотите ли вы принять мир таким, каков он есть? Принимаете ли вы

мир, присоединяетесь ли к нему, становитесь ли таким, как он, хотите ли вы

быть таким, как он?

С.: Нет, не хотим.

КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, просто посмотрите. Мир именно такой, не

правда ли? Мир создал культуру, в которой вы родились. Культура

обусловливает вас, причем законы этого обусловливания говорят, что вы должны

приспосабливаться независимо от того, кто вы по мировоззрению: коммунист,

католик или индус. И вот теперь посмотрите на себя, здесь вы получаете

образование, не только приобретая знания при помощи книг, но и постигая, что

значит понять самого себя на самом глубоком уровне. Вы должны задать себе

вопрос: хотите ли вы приспособиться ко всему этому? Хотите ли подчиниться

образцу, к чему подталкивает вас обусловливание культуры, хотите ли

приспособиться к этому?

С.: Конечно же нет.

КРИШНАМУРТИ: Не говорите: 'Конечно же нет'.

С.: Я думаю, что многие люди хотят этого.

КРИШНАМУРТИ: Давайте говорить о вас - оставьте других людей в покое.

С.: Мы не хотим.

КРИШНАМУРТИ: Не говорите: 'Многие люди хотят'; они даже об этом не

думают. Они просто бегут вместе с остальными. Мы же здесь размышляем об

этом, исследуем, задаем вопросы. Вы знаете, что значит не приспосабливаться

к чему-то? Это значит - выступать против всей структуры общества. В

нравственном отношении, в бизнесе, в религии вы идете против всей структуры

в целом, а это означает, что вам придется остаться в одиночестве. Вы можете

голодать, у вас может не быть денег, работы - вы вынуждены быть в

одиночестве. Способны ли вы на это? Пойдете ли вы на это? Вы не знаете, ведь

верно? - может быть да, а может быть нет.

Это один из наших страхов, не правда ли? Один из самых сильных страхов

в нашей жизни - это боязнь подчинения.. Если вы подчиняетесь, то

уподобляетесь остальным, что гораздо легче. Но если вы не подчиняетесь, то

весь мир становится против вас. Это все очень опасно, если вы не обладаете

разумом, необходимым, чтобы противостоять миру; иначе вы будете уничтожены.

Если