Джидду Кришнамурти

Начало Познания

хорошо и ненадежно!' Но если вы видите всю ее ненадежность,

неполноценность, оторванность от реальности, где же тогда безопасность? Она

заключена в познании всего этого, порождающем разум. Таким образом,

безопасность есть разум. Вы понимаете это?

С.: Может ли человек жить, не нуждаясь безопасности?

КРИШНАМУРТИ: Вы еще даже не научились наблюдать. Вы умеете наблюдать

только через призму своего конкретного образа; этот образ приносит вам

ощущение безопасности. Поэтому, прежде всего, научитесь смотреть на карту,

отбросьте в сторону то, что вам кажется безопасностью, что, по вашему

представлению, вы должны иметь, и просто посмотрите. Что включает в себя

желание ... безопасности? Когда вы обнаружите, что безопасности нигде нет,

что, где бы вы ее ни искали - в смерти, в жизни, - вы ничего не найдете, то

само осознание этого факта и будет разумом. Разум же принесет вам абсолютную

безопасность.

Познание есть первый шаг к безопасности. Акт познания есть разум,

причем в познании заключена безопасность огромной силы. Можно ли утверждать,

что здесь, в Броквуде, вы занимаетесь познанием.

С.: В семье нам говорят, что человек должен уметь зарабатывать на

жизнь, обладать определенным запасом знаний. Безопасность представлена в

виде этой идеи, этой главной необходимости.

КРИШНАМУРТИ: Да, Тангки, все это верно. Семья и традиция говорят, что

вам необходима физическая безопасность, а значит работа, знания, мастерство,

специальность и все прочее, чтобы обрести эту безопасность.

С.: Это всего лишь идея.

КРИШНАМУРТИ: Мне нужны деньги, и это не просто идея. Идеей является все

остальное. Физическая целостность и безопасность - это реальность; все

остальное не имеет к ней отношения. Осознание этого есть разум, который дает

человеку максимальную безопасность; обладая этим разумом, я могу жить где

угодно, хоть в коммунистическом, хоть в капиталистическом мире.

Помните, мы говорили на днях, что медитация подразумевает наблюдение?

Оно является началом медитации. Вы не можете наблюдать, если в вашем уме

существует хоть малейшее искажение, вызванное предубеждением или страхом.

Смотреть на карту значит смотреть без предубеждений. Поэтому, занимаясь

медитацией, учитесь свободе от предрассудков; это есть часть медитации, если

вы просто сидите где- то, скрестив ноги, это еще ничего не значит. Медитация

налагает на вас огромную ответственность, не только за себя и за ваши

взаимоотношения, но и за все остальное: за сад, за деревья, за людей вокруг

- все приобретает исключительное значение.

Серьезность невозможна без веселья. Недавно мы говорили о йоге, не так

ли? Я показывал вам несколько дыхательных упражнений. Все эти упражнения

необходимо выполнять с весельем, получая удовольствие, вы понимаете?

С.: Существуют определенные вещи, как, например, познание, о которых,

по-моему, невозможно говорить со смехом.

КРИШНАМУРТИ: Наоборот, это очень даже возможно! Знаете, Тангки,

познание-учение - это веселье. Узнавать что-то новое всегда очень интересно

и весело; если вы открываете что-то самостоятельно, это заряжает вас

огромной энергией; важно только, чтобы вы это сделали сами, потому что,

когда кто-то что-то открывает и рассказывает вам, вы получаете уже

информацию из вторых рук. Во время учения интересно найти нечто совершенно

новое, например, открыть никем не виданное ранее насекомое неизвестного

вида. Не менее интересно и весело изучить и понять, как функционирует наш

ум, увидеть все его нюансы и тонкости.

Глава 14.

Насилие в мире. Понимание беспорядка и причин насилия. Подлинная

работа как понимание того, 'живете ли вы в беспорядке'.

(7 февраля 1973)

КРИШНАМУРТИ: Я только что вернулся из Индии. Можно заметить, что

положение дел повсюду ухудшается, мир находится сейчас в совершенно особом,

разрушительном состоянии, он вырождается, люди не хотят работать, бастуют.

Война во Вьетнаме, очевидно, окончена, но подлинный мир там еще не наступил.

Коммунистический мир также полон сильного беспокойства; повсюду процветает

коррупция, причем речь идет не только о взятках, но и о эгоистичном,

фрагментарном, ограниченном определенными сферами мышления каждого человека.

Наши художники также не способны больше продвигаться вперед, потому что

достигли уже какого-то конца. Они перепробовали