хорошо и ненадежно!' Но если вы видите всю ее ненадежность,
неполноценность, оторванность от реальности, где же тогда безопасность? Она
заключена в познании всего этого, порождающем разум. Таким образом,
безопасность есть разум. Вы понимаете это?
С.: Может ли человек жить, не нуждаясь безопасности?
КРИШНАМУРТИ: Вы еще даже не научились наблюдать. Вы умеете наблюдать
только через призму своего конкретного образа; этот образ приносит вам
ощущение безопасности. Поэтому, прежде всего, научитесь смотреть на карту,
отбросьте в сторону то, что вам кажется безопасностью, что, по вашему
представлению, вы должны иметь, и просто посмотрите. Что включает в себя
желание ... безопасности? Когда вы обнаружите, что безопасности нигде нет,
что, где бы вы ее ни искали - в смерти, в жизни, - вы ничего не найдете, то
само осознание этого факта и будет разумом. Разум же принесет вам абсолютную
безопасность.
Познание есть первый шаг к безопасности. Акт познания есть разум,
причем в познании заключена безопасность огромной силы. Можно ли утверждать,
что здесь, в Броквуде, вы занимаетесь познанием.
С.: В семье нам говорят, что человек должен уметь зарабатывать на
жизнь, обладать определенным запасом знаний. Безопасность представлена в
виде этой идеи, этой главной необходимости.
КРИШНАМУРТИ: Да, Тангки, все это верно. Семья и традиция говорят, что
вам необходима физическая безопасность, а значит работа, знания, мастерство,
специальность и все прочее, чтобы обрести эту безопасность.
С.: Это всего лишь идея.
КРИШНАМУРТИ: Мне нужны деньги, и это не просто идея. Идеей является все
остальное. Физическая целостность и безопасность - это реальность; все
остальное не имеет к ней отношения. Осознание этого есть разум, который дает
человеку максимальную безопасность; обладая этим разумом, я могу жить где
угодно, хоть в коммунистическом, хоть в капиталистическом мире.
Помните, мы говорили на днях, что медитация подразумевает наблюдение?
Оно является началом медитации. Вы не можете наблюдать, если в вашем уме
существует хоть малейшее искажение, вызванное предубеждением или страхом.
Смотреть на карту значит смотреть без предубеждений. Поэтому, занимаясь
медитацией, учитесь свободе от предрассудков; это есть часть медитации, если
вы просто сидите где- то, скрестив ноги, это еще ничего не значит. Медитация
налагает на вас огромную ответственность, не только за себя и за ваши
взаимоотношения, но и за все остальное: за сад, за деревья, за людей вокруг
- все приобретает исключительное значение.
Серьезность невозможна без веселья. Недавно мы говорили о йоге, не так
ли? Я показывал вам несколько дыхательных упражнений. Все эти упражнения
необходимо выполнять с весельем, получая удовольствие, вы понимаете?
С.: Существуют определенные вещи, как, например, познание, о которых,
по-моему, невозможно говорить со смехом.
КРИШНАМУРТИ: Наоборот, это очень даже возможно! Знаете, Тангки,
познание-учение - это веселье. Узнавать что-то новое всегда очень интересно
и весело; если вы открываете что-то самостоятельно, это заряжает вас
огромной энергией; важно только, чтобы вы это сделали сами, потому что,
когда кто-то что-то открывает и рассказывает вам, вы получаете уже
информацию из вторых рук. Во время учения интересно найти нечто совершенно
новое, например, открыть никем не виданное ранее насекомое неизвестного
вида. Не менее интересно и весело изучить и понять, как функционирует наш
ум, увидеть все его нюансы и тонкости.
Глава 14.
Насилие в мире. Понимание беспорядка и причин насилия. Подлинная
работа как понимание того, 'живете ли вы в беспорядке'.
(7 февраля 1973)
КРИШНАМУРТИ: Я только что вернулся из Индии. Можно заметить, что
положение дел повсюду ухудшается, мир находится сейчас в совершенно особом,
разрушительном состоянии, он вырождается, люди не хотят работать, бастуют.
Война во Вьетнаме, очевидно, окончена, но подлинный мир там еще не наступил.
Коммунистический мир также полон сильного беспокойства; повсюду процветает
коррупция, причем речь идет не только о взятках, но и о эгоистичном,
фрагментарном, ограниченном определенными сферами мышления каждого человека.
Наши художники также не способны больше продвигаться вперед, потому что
достигли уже какого-то конца. Они перепробовали