Умение быстро
приспосабливаться к любой ситуации - это одна из составляющих
чувствительности, не так ли? Причем, как уже говорилось здесь, нелепо
разделять чувствительность на мою и вашу.
С.: Кроме того, разве не существует чувствительности иного, более
высокого порядка? Другими словами, я могу быть чувствительным к тому, что вы
говорите, но есть ведь и нечто большее.
КРИШНАМУРТИ: Конечно, именно это я и подразумеваю.
С.: Мы живем в определенном месте в определенное время и так далее:
было бы, к примеру, абсурдно носить в наши дни рыцарские доспехи.
Чувствительность необходима в очень многих случаях. Но мы склонны оставаться
чувствительными только к самим себе.
КРИШНАМУРТИ: Давайте объединим все в один вопрос. Почему мы не
чувствительны? Что мешает нам обрести чувствительность ко всему - к самому
себе, ко мне, к сферам объективного и субъективного?
С.: Что мешает нам узнавать друг друга?
КРИШНАМУРТИ: Кто-то сказал, что страх перед возможной болью лишает нас
чувствительности, и поэтому мы отступаем. Не является ли этот страх одной из
основных причин отсутствия чувствительности? Мы создаем образ о себе,
который говорит: 'Независимо от ситуации я должен одеваться именно так,
потому что я привык к этой одежде'.
С.: Мы настолько озабочены своим местом в некоем целом, что совершенно
не смотрим на само это Целое.
КРИШНАМУРТИ: Верно. Вы боитесь, что вам причинят боль? Подумайте, чему,
какой части вас могут причинить боль? Почему вы этого не хотите, что в вас
боится этой боли?
С.: Эго, наше 'я'.
КРИШНАМУРТИ: Эго? Что такое эго? Что представляет собой та часть нашего
существа, которая говорит: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'.
С.: Все это - наше прошлое.
КРИШНАМУРТИ: Двигайтесь вперед медленно, шаг за шагом, иначе вы все
упустите. Почему вы говорите: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'? Не
потому ли, что вам уже доводилось ее испытывать? Что вы скажете? Ранее вы
уже ощущали эту боль и поэтому говорите: 'Я не хочу повторения боли'. В
детстве вам причинили боль, вы пытаетесь ее избежать и говорите: 'Я не хочу,
чтобы мне причинили боль'. Не правда ли, это означает, что вам уже было
больно раньше, вы храните воспоминание о прошлой боли и не хотите ее
повторения. Посмотрите внимательно на фразу: 'Я не хочу, чтобы мне причинили
боль'. 'Я' выступает здесь в качестве воспоминания о прошлой боли, и то 'я'
говорит: 'Я должен соблюдать осторожность'. Итак, что же происходит, когда
вы говорите: 'Я не хочу, чтобы мне причинили боль'? Каким оказывается ваш
следующий шаг?
С.: Возникает сопротивление.
КРИШНАМУРТИ: Итак, вы сопротивляетесь, не правда ли? И что происходит
потом? Наблюдайте за этим, не разговаривайте, смотрите на происходящее.
Чтобы никто не причинил вам боль, вы строите стену вокруг себя. Что тогда
происходит?
С.: Боль усиливается.
КРИШНАМУРТИ: Я не собираюсь помогать вам. Продолжайте, Джимми. Что
происходит, когда я сооружаю вокруг себя стену, чтобы защититься от боли? И
вы, и я, и любой человек занимается этим. Что происходит?
С.: Исчезает общение.
КРИШНАМУРТИ: Исчезает общение? Но вы стараетесь что-то делать вместе,
стараетесь сотрудничать, одновременно сооружая вокруг себя стену. Это
является основой лицемерия. Когда вы говорите: 'Я не хочу быть лицемером', в
действительности ваши слова означают: 'Оставьте меня в покое, не причиняйте
мне боль'. Вы чувствительны по-своему, а я по-своему, что лишено всякого
смысла.
С.: Я хочу понять, а не просто принимать на веру то, что мне говорят.
КРИШНАМУРТИ: Я вижу, что не хочу испытывать боль и строю вокруг себя
стену и что вы делаете то же самое, - до тех пор, пока эта стена существует,
сотрудничество невозможно. Я говорю о сотрудничестве, но когда я обращаюсь к
вам со словами: 'Пожалуйста, поймите, что для данного случая такая одежда не
подходит', вы отвечаете мне: 'Это предубеждение'.
С.: В чем состоит особенность, которая требует совершенно определенного
стиля одежды?
КРИШНАМУРТИ: Хорошо, давайте оставим в покое одежду. Вокруг вас
существует защитная стена, состоящая из вашего мнения, которое означает: 'Я
представляю собой именно это, и не выходите за его пределы', - вы
сопротивляетесь, потому что не хотите, чтобы вам причинили боль. Вы
сооружаете стену