Что такое 'я'? Что во мне
испытывает боль? Оборонительные укрепления стены. Исследование
внимания, состояния сознания и чувствительности. Формирование
образа.
(27 сентября 1970)
С.: Не могли бы мы поговорить о противодействии и о том, что в момент
реагирования мы не замечаем своей реакции, - осознание этого появляется лишь
некоторое время спустя?
КРИШНАМУРТИ: Вы все хотите обсудить это? Мне кажется, что мы могли бы
выбрать для обсуждения более широкую тему и включить в нее вопрос о реакции.
Мы все хотим чего-то достичь, не правда ли?
С.: Что вы имеете в виду под этим словом?
КРИШНАМУРТИ: Разве у вас нет ощущения, что вам бы хотелось выразить
себя самыми различными способами: написать стихотворение, носить одежду
определенного стиля, кем-то стать в этой жизни?
С.: То, о чем вы говорите - достаточно очевидно, но по сути все гораздо
глубже.
КРИШНАМУРТИ: Мы как раз и собираемся углубиться в этот вопрос
исследовать эту проблему на более глубоком уровне. Женщина чувствует, что в
ее жизни чего-то не хватает, если у нее нет ребенка. Мужчина обычно бывает
расстроен, если у него нет работы, если он ничем не занят в жизни. Если вы
хотите кем-то стать, а у вас это не получается, вы ведь расстраиваетесь, вы
чувствуете разочарование, не так ли? Что в человеке стремится 'достичь'? Что
стоит за этим его желанием? Кто именно занимается этим достижением чего-то?
С.: Ну, например, это может быть мысль.
КРИШНАМУРТИ: Не знаю, давайте выясним. Если вы говорите: 'Да, я так
одеваюсь, я так поступаю, я хочу выразить себя', какая часть вашего существа
желает самовыражения? Что значит 'себя', 'я сам'?
С.: Разве это не представление человека о самом себе?
КРИШНАМУРТИ: Я не знаю, что вы имеете в виду, разберитесь в этом сами.
Разве вы этого не чувствуете? Или я говорю о чем-то не относящемся к делу?
Что вы скажете?
С.: В настоящий момент я не могу сказать о чем-то: 'Это мой способ
самовыражения'.
КРИШНАМУРТИ: Что значит 'моя'? Что вы имеете в виду, говоря: 'Это мой
личный опыт'? Что стоит за всем этим? Что такое 'я', которое говорит: 'Я
должен выразить себя, я должен чего-то достичь'?
С. (1): Наше эго?
С. (2): Это можно назвать реакцией на отсутствие чувства безопасности.
КРИШНАМУРТИ: Верно.
С. (1): И именно поэтому появляется чувство-ощущение: 'Это мой путь'.
С. (2): Разве вам не кажется, что вопрос заключается не столько в
'моем' или 'вашем' пути, а в том, чтобы выяснить, существует ли путь,
свободный от воздействия вашего или моего 'я'?
КРИШНАМУРТИ: Это возможно только в том случае, если я понимаю, что
представляет собой это 'я', постоянно выставляющее себя напоказ, постоянно
вылезающее на первый план. Что это такое? 'Мое мнение, мое суждение, моя
манера одеваться, мой способ поддержания порядка', - что значит это 'я'?
Пытаетесь ли вы познать 'я'? Хотите ли вы выяснить, что это такое? Имеется
очевидное различие между познанием 'я' и стремлением выяснить, существует ли
'я' вообще.
С.: Прежде чем познавать 'я', вы должны убедиться, что оно существует.
КРИШНАМУРТИ: Правильно, чтобы познавать его. Вы видите разницу?
С.: Что значит 'вы должны убедиться, что оно существует'?
КРИШНАМУРТИ: Сказав, что 'я' существует, тем самым я уже придал ему
устойчивость.
С. (1): Наша цель - познать это 'я'.
С. (2): Я знаю, что оно есть.
КРИШНАМУРТИ: Это означает: у меня есть ощущение, что оно существует;
все, что мне нужно, - это познавать 'я', то есть изучать способы его
самовыражения, его поступки, виды противодействия, потребности и так далее.
С.: Человек чувствует, что 'я' действительно существует, что все это на
самом деле так. И хотя внешне, на уровне слов я могу утверждать, что своими
словами я создаю образ 'я', глубоко внутри это чувство, очевидно, порождает
'я', поэтому я, возможно, могу наблюдать эти чувства.
КРИШНАМУРТИ: Мы пытаемся выяснить, существует ли 'я', которое нам
необходимо было бы изучать. Или 'я' не существует и, следовательно, когда я
говорю: 'Я хочу выразить себя', мне следует спросить себя, что это означает?
Разве вы не чувствуете 'я' важным? Что представляет собой это 'я', которое
говорит: 'Я должен чего-то достичь, я должен кем-то стать, это соответствует
моим вкусам, я могу поступать по-своему'?
С.: Может быть, это что-то, к чему