Джидду Кришнамурти

Начало Познания

Что такое 'я'? Что во мне

испытывает боль? Оборонительные укрепления стены. Исследование

внимания, состояния сознания и чувствительности. Формирование

образа.

(27 сентября 1970)

С.: Не могли бы мы поговорить о противодействии и о том, что в момент

реагирования мы не замечаем своей реакции, - осознание этого появляется лишь

некоторое время спустя?

КРИШНАМУРТИ: Вы все хотите обсудить это? Мне кажется, что мы могли бы

выбрать для обсуждения более широкую тему и включить в нее вопрос о реакции.

Мы все хотим чего-то достичь, не правда ли?

С.: Что вы имеете в виду под этим словом?

КРИШНАМУРТИ: Разве у вас нет ощущения, что вам бы хотелось выразить

себя самыми различными способами: написать стихотворение, носить одежду

определенного стиля, кем-то стать в этой жизни?

С.: То, о чем вы говорите - достаточно очевидно, но по сути все гораздо

глубже.

КРИШНАМУРТИ: Мы как раз и собираемся углубиться в этот вопрос

исследовать эту проблему на более глубоком уровне. Женщина чувствует, что в

ее жизни чего-то не хватает, если у нее нет ребенка. Мужчина обычно бывает

расстроен, если у него нет работы, если он ничем не занят в жизни. Если вы

хотите кем-то стать, а у вас это не получается, вы ведь расстраиваетесь, вы

чувствуете разочарование, не так ли? Что в человеке стремится 'достичь'? Что

стоит за этим его желанием? Кто именно занимается этим достижением чего-то?

С.: Ну, например, это может быть мысль.

КРИШНАМУРТИ: Не знаю, давайте выясним. Если вы говорите: 'Да, я так

одеваюсь, я так поступаю, я хочу выразить себя', какая часть вашего существа

желает самовыражения? Что значит 'себя', 'я сам'?

С.: Разве это не представление человека о самом себе?

КРИШНАМУРТИ: Я не знаю, что вы имеете в виду, разберитесь в этом сами.

Разве вы этого не чувствуете? Или я говорю о чем-то не относящемся к делу?

Что вы скажете?

С.: В настоящий момент я не могу сказать о чем-то: 'Это мой способ

самовыражения'.

КРИШНАМУРТИ: Что значит 'моя'? Что вы имеете в виду, говоря: 'Это мой

личный опыт'? Что стоит за всем этим? Что такое 'я', которое говорит: 'Я

должен выразить себя, я должен чего-то достичь'?

С. (1): Наше эго?

С. (2): Это можно назвать реакцией на отсутствие чувства безопасности.

КРИШНАМУРТИ: Верно.

С. (1): И именно поэтому появляется чувство-ощущение: 'Это мой путь'.

С. (2): Разве вам не кажется, что вопрос заключается не столько в

'моем' или 'вашем' пути, а в том, чтобы выяснить, существует ли путь,

свободный от воздействия вашего или моего 'я'?

КРИШНАМУРТИ: Это возможно только в том случае, если я понимаю, что

представляет собой это 'я', постоянно выставляющее себя напоказ, постоянно

вылезающее на первый план. Что это такое? 'Мое мнение, мое суждение, моя

манера одеваться, мой способ поддержания порядка', - что значит это 'я'?

Пытаетесь ли вы познать 'я'? Хотите ли вы выяснить, что это такое? Имеется

очевидное различие между познанием 'я' и стремлением выяснить, существует ли

'я' вообще.

С.: Прежде чем познавать 'я', вы должны убедиться, что оно существует.

КРИШНАМУРТИ: Правильно, чтобы познавать его. Вы видите разницу?

С.: Что значит 'вы должны убедиться, что оно существует'?

КРИШНАМУРТИ: Сказав, что 'я' существует, тем самым я уже придал ему

устойчивость.

С. (1): Наша цель - познать это 'я'.

С. (2): Я знаю, что оно есть.

КРИШНАМУРТИ: Это означает: у меня есть ощущение, что оно существует;

все, что мне нужно, - это познавать 'я', то есть изучать способы его

самовыражения, его поступки, виды противодействия, потребности и так далее.

С.: Человек чувствует, что 'я' действительно существует, что все это на

самом деле так. И хотя внешне, на уровне слов я могу утверждать, что своими

словами я создаю образ 'я', глубоко внутри это чувство, очевидно, порождает

'я', поэтому я, возможно, могу наблюдать эти чувства.

КРИШНАМУРТИ: Мы пытаемся выяснить, существует ли 'я', которое нам

необходимо было бы изучать. Или 'я' не существует и, следовательно, когда я

говорю: 'Я хочу выразить себя', мне следует спросить себя, что это означает?

Разве вы не чувствуете 'я' важным? Что представляет собой это 'я', которое

говорит: 'Я должен чего-то достичь, я должен кем-то стать, это соответствует

моим вкусам, я могу поступать по-своему'?

С.: Может быть, это что-то, к чему