Джидду Кришнамурти

Начало Познания

существует такая возможность.

КРИШНАМУРТИ: Нет, я бы так не сказал. Прежде всего, необходим разум,

который тут же разрешит любую проблему. Пусть ваш ум будет разумным, а не

искаженным. Искаженный ум говорит: 'Вот то, что я хочу, и я буду это

искать'. То есть такой ум не интересуется целым, для него b`fm{ только его

собственные мелкие потребности и ему не удалось пронаблюдать за всем

процессом в целом. Поэтому вот она, ваша ответственность. Она заключается в

том, чтобы обладать этим разумом, и если у вас его нет, не обвиняйте в этом

других. Знайте, разумная жизнь - это удивительная, необычная вещь; она

приносит подлинное наслаждение. Но если вы пойдете по иному пути, ваша жизнь

будет наполнена страхом.

Глава 5.

Порядок, дисциплина и познание. Пространство и свобода. Потребность

в безопасности, доверии: чувство 'дома'. Познание того, как жить

вместе без авторитета. Ответственность друг за друга и за 'дом'. О

медитации.

(31 января 1970)

КРИШНАМУРТИ: Что значит порядок и что такое дисциплина в такой школе,

как эта? Слово 'дисциплина' означает 'познание'. 'Ученик' - это человек,

который познает, а не приспосабливается или подчиняется; он занимается

познанием постоянно. А когда познание прекращается и уступает место простому

накоплению знаний, возникает беспорядок. Когда мы в своих взаимоотношениях

перестаем познавать, будь то во время учебы, игры или чем бы мы там ни

занимались, когда мы действуем, опираясь лишь на накопленные знания,

беспорядок появляется неизбежно.

Дисциплина есть познание. Вы говорите какие-то слова, например: 'Не

закармливайте собаку', или 'Ложитесь спать пораньше!', или 'Будьте

пунктуальными!', 'Убирайте в комнате!' Вы говорите это мне, и я познаю.

Жизнь, ее течение - это движение в познании, и если я сопротивляюсь, когда

вы говорите мне, что нужно делать, мое сопротивление есть утверждение,

основанное на накопленном мною лично знании; следовательно, я останавливаюсь

в своем познании, порождая таким образом конфликт между вами и мной.

C.: Это касается только учащихся, или это относится ко всем?

КРИШНАМУРТИ: Речь идет о жизни, не только об учащихся, но и о всех

людях.

C.: Но среди людей не каждый является 'учеником'.

КРИШНАМУРТИ: Зато каждый познает. Слово 'ученик' означает 'человек,

который занимается познанием'. Но в общепринятом значении учеником называют

человека, который следует за кем-то, за гуру или какой- нибудь глупой

личностью. В этом случае, как последователь, так и его учитель находятся вне

познания.

C.: А что если человек, за которым мы следуем, вовсе не глуп?

КРИШНАМУРТИ: Нельзя ни за кем следовать. Как только вы становитесь

чьим-либо последователем, вы делает из себя идиота, так же как является

идиотом и ваш учитель, - ибо вы оба прекращаете познавать. Итак, как вы

относитесь к дисциплине и порядку? Стараетесь ли вы познавать все, не только

изучать географию, историю и все остальные предметы, но и познавать суть

взаимоотношений? Мы все вместе живем в одном доме, каждый из нас тянет воз в

своем направлении, каждый хочет чего-то своего, сопротивляется кому-то

другому, говоря: 'Ах, он или она становится авторитарным'. Все подобные

утверждения, все эти случаи сопротивления, когда мы поступаем так, как, по

нашему мнению, нам хочется, разве все это не порождает беспорядок?

Если вы говорите: 'Я делаю так, как мне хочется; я веду себя

естественно; такова моя природа, и не надо учить меня, что мне делать', если

вы говорите подобные слова, а я отвечаю вам тем же самым, то что тогда

происходит? Каковы будут наши взаимоотношения? Способны ли мы вообще делать

что-либо 'естественно'? Это очень серьезный вопрос, если вы следите за тем,

что я имею в виду. Вы думаете, вы естественны, хоть кто-нибудь из вас?

Конечно же нет! Вы подвержены влиянию со стороны отца, матери, общества,

вашей культуры, климата, пищи, одежды, пропаганды. Вы целиком находитесь под

чужим влиянием, и вместе с тем говорите: 'Я должен быть естественным!' Это

бессмысленно. Вы говорите: 'Я хочу делать то, что qwhr`~ правильным', или 'Я

свободный человек'. Это не так! Вы не свободны. Свобода - это нечто

необъятное, поэтому бессмысленно говорить: 'Я свободен'. Вы даже не знаете,

что это такое.

C.: Тогда как же вы можете утверждать, что 'свобода