розового дерева и не менее
изящный стул черного дерева с украшениями из золоченой бронзы
не только не смягчали ощущения голой пустоты в комнате, но даже
усиливали его. Я знала, что это комната Кармелы.
Я бы с удовольствием пересмотрела названия книг, стоящих
за стеклами полок, но слишком велико было мое беспокойство. Я
бросилась в коридор так, словно за мной кто-то гнался, и
выбежала в патио. Там я села на один из плетеных стульев; я
дрожала и вся покрылась потом, но руки мои похолодели, как лед.
Не чувство вины бросило меня в дрожь,-- я нисколько не
опасалась, что меня застигнут шныряющей по комнатам,-- но
какое-то чужое свойство принадлежности к иному миру, которое
излучали все эти прекрасно обставленные комнаты. Тишина,
прилипшая к стенам, была неестественной. Это была тишина не
временного отсутствия живущих здесь людей, а отсутствия чувств
и переживаний, которыми обычно проникнуты обжитые пространства.
Каждый раз, когда кто-нибудь называл этих женщин
колдуньями или ведьмами, я смеялась в душе; они не действовали
и не выглядели так, как, по моему разумению, должны были
действовать и выглядеть ведьмы, -- драматически вычурно и
зловеще. Но теперь я уже точно знала, что они в самом деле
отличаются от иных человеческих существ. Меня пугало то, что
сущность этого их отличия я не в состоянии не только понять, но
даже представить.
Моим беспокойным мыслям положил конец тихий скрип. Следуя
за этим жутковатым звуком, я на цыпочках двинулась по коридору
от спален в другой конец дома. Скрип доносился из помещения за
кухней. Я подкралась едва слышно, но звук прекратился в тот
самый момент, как я приложила ухо к двери. Стоило мне
отодвинуться, как звук возобновился. Озадаченная, я снова
прижала ухо к двери, и скрип тотчас умолк. Я придвигалась и
отодвигалась несколько раз, а скрип то начинался, то умолкал,
словно целиком зависел от моих действий.
Решившись выяснить, кто же там прячется, -- или еще хуже,
кто задался целью напугать меня, -- я взялась за дверную ручку.
Дверь не открывалась, и я несколько минут провозилась с ручкой,
прежде чем поняла, что дверь заперта и ключ оставлен в замке.
То, что под замком в этой комнате, причем
небезосновательно, могло находиться нечто опасное, пришло мне в
голову лишь тогда, когда я оказалась внутри. Гнетущий полумрак
цеплялся за тяжелые задернутые шторы, словно живое существо,
приманивающие в эту огромную комнату тени из всего дома. Свет
потускнел; вокруг того, что выглядело как мебельная рухлядь и
причудливые огромные и маленькие фигуры из дерева и металла,
сгущались тени.
Тишину нарушил тот же скрипучий звук, который привел меня
сюда. Тени по-кошачьи крались по комнате, будто в поисках
жертвы. Оцепенев от ужаса, я следила за шторой, она
пульсировала и дышала, словно чудовище из моих ночных кошмаров.
Внезапно звук и движение прекратились; недвижная тишина
оказалась еще страшнее. Только я повернулась к выходу, как тот
же пульсирующий скрипучий звук раздался снова. Собравшись с
духом, я пересекла комнату и отдернула штору. Обнаружив в
двустворчатой стеклянной двери выбитое стекло, я громко
расхохоталась. Ветер попеременно втягивал и выдувал штору
сквозь эту дыру.
Слабеющий предвечерний свет, заструившийся через
отдернутую штору, передвинул тени в комнате и выхватил на стене
овальное зеркало, наполовину скрытое одной из странных
металлических фигур. Я протиснулась между изваянием и стеной и
жадно уставилась в старинное венецианское зеркало; помутневшее
и потрескавшееся от старости, оно так исказило мои черты, что я
опрометью бросилась вон из комнаты.
Через черный ход я вышла из дома. Широкая лужайка за домом
была пустынна. Небо было еще светлое, но высокие фруктовые
деревья вокруг лужайки уже сделались цвета сумерек. Над головой
пролетела стая ворон; их черные хлопающие крылья гасили в небе
свет, и ночь стремительно опускалась во двор.
Совершенно подавленная, я села в отчаянии на землю и
разревелась. Чем сильнее я плакала, тем большее удовольствие
получала от рыданий во весь голос.
Из приступа жалости к себе меня выхватил шорох грабель.
Подняв глаза, я увидела тщедушного человечка, сгребавшего
листья к небольшому костру у края лужайки.
-- Эсперанса! -- крикнула