Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

а лабиринты – на западном и южном склонах горы Сигнальная.

Каменные насыпи-могильники

Не смотря на то, что насыпи определяются однозначно как могильники, они до сих пор вызывают большое количество вопросов. Почему “поля” насыпей, разбросанные по острову, имеют достаточно четкую локализацию? Чем объяснить отсутствие в большинстве насыпей реальных остатков захоронений? Каким образом объяснить количество насыпей на острове? Если захоронения происходили на всем протяжении функционирования святилища, то почему их так мало? Если хоронили только “знатных” людей – почему так много?

Ответы на эти вопросы можно описать в виде гипотез, подтверждая или отрицая их правомочность в ходе исследований и экспериментов. Локализация насыпей объясняется довольно просто – повсюду в древних обществах проблема отношений с умершими родичами являлась одной из центральных. С одной стороны, умершие предки являлись объектом уважения, почитания и поклонения, с другой – кладбища всегда отделялись от жилых территорий, что бы мир живых не пересекался с миром мертвых. Отголоски этих верований мы встречаем по всему миру. Памятники более раннего времени - острова Олений, Шаманский, Гельголанд34. Более поздние, христианские кладбища на Руси также всегда находились в удалении от жилья, в идеальном варианте – за ручьем, рекой, озером или любой другой преградой. В наше время кладбища всегда “огорожены”, то есть, по сути, являются табуированной территорией.

Отсутствие реальных остатков захоронений в большинстве насыпей заставляет выдвигать два предположения:

1. Не все насыпи представляют собой захоронения. Часть из них может быть отнесена к разряду “символических выкладок” на основании их удаленности от локальных скоплений насыпей. Такие же результаты может принести анализ расположения этих насыпей относительно других объектов святилища,

2. Так как мы имеем дело с архаичной культурой морских кочевников, проводивших значительную часть своей жизни в море, логичным будет предположить, что часто ушедшие в море просто не возвращались – гибли в штормах, которыми изобилует Белое море, погибали на охоте. В таком случае отсутствие останков в насыпях объясняется просто отсутствием тела умершего. Тем не менее, в древних верованиях считалось, что обряд похорон в любом случае должен быть проведен – в противном случае дух умершего будет мстить племени, мешая рыболовству, охоте, или даже приводя членов племени к смерти.

3. Количество насыпей на Большом Заяцком острове не поддается полноценному анализу. Если время функционирования святилища определено правильно, и оно действовало не менее двух тысяч лет, тогда частота сооружения насыпей-могильников около 1 в 2 года. Здесь возможны два вывода:

- либо проведение обряда захоронения на этом острове являлось делом исключительным

- либо произошла ошибка датировки в сторону увеличения срока функционирования святилища

Лабиринты

На сегодняшний день на Соловецких островах известно 35 лабиринтов, 13 из которых располагаются на территории Большого Заяцкого острова. Скопление лабиринтов занимает площадь не более 0,4 км2. Размеры лабиринтов различны: диаметр от 6 до 25,4 м. Входы лабиринтов расположены в различных направлениях: превалирует южное направление, но встречаются и юго-западное, восточное, западное. Схематика лабиринтов Большого Заяцкого острова представлена пятью типами: подковообразный с двумя подковами, подковообразный с одной подковой, концентрически-круговой, односпиральный (правозакрученный) и “лабиринтообразная фигура”, имеющая концентрически-прямоугольную схему35.

В сравнении с классификацией С.О. Хан-Магомедова лабиринты Заяцкого острова можно отнести к негативным, правильным и неправильным классическим лабиринтам36. Но есть и такие типы, которые не описаны в этой классификации.

Культовое (религиозное) назначение северных лабиринтов сегодня не оспаривается. Очевидно, что лабиринты были центральными объектами проведения большинства обрядов, проводившихся на территории Большого Заяцкого острова. Большое количество лабиринтов, их схематика, размеры, ориентировка относительно сторон света может объясняться как “обрядовой специализацией” каждого отдельного лабиринта, так и временем его построения. При этом на Заяцком острове лабиринты в некоторых случаях соседствуют с насыпями, в большинстве – нет. Так же северные лабиринты часто встречаются и без сопровождения захоронениями. Скорее всего, что лабиринты, не соседствующие с насыпями-могильниками, не использовались при проведении обрядов захоронения.

Таким образом, лабиринт является