Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было 'троя'. Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых 'Троя', обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с 'Танцем Журавля', описание которого есть у Плутарха.

В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют 'Дорогами великанов'. Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.

Поэзия

В лабиринте

О ужас, эти каменные сети

И Зевсу не распутать. Изможденный,

Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.

На бесконечно-длинном парапете

Застыла пыль. Прямые галереи,

Измеренные долгими шагами,

Секретными свиваются кругами

Вокруг истекших лет. Хочу быстрей

Идти, но только падаю. И снова

Мне чудятся в сгущающемся мраке

То жуткие светящиеся зрачки,

То рев звериный. Или эхо рева.

Иду. За поворотом, в отдаленье,

Быть может, затаился наготове

Тот, кто так долго жаждал свежей крови.

Я столь же долго жажду избавленья.

Мы оба ищем встречи. Как и прежде,

Я верю этой меркнущей надежде.

Хорхе Луис Борхес (перевод с испанского В. Алексеева)

Лабиринт

Мир - лабиринт. Ни выхода, ни входа,

Ни центра нет в чудовищном застенке.

Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки

На ощупь, в темноте - и нет исхода.

Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,

Когда он вновь заставит сделать выбор,

Который вновь заставит сделать выбор,

Закончится. Ты осужден судьбою.

Вдоль бесконечных каменных отростков

Двуногий бык, роняя клочья пены,

Чей вид приводит в ужас эти стены,

Как ты, блуждает в чаще перекрестков.

Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,

Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

Хорхе Луис Борхес (перевод с испанского В. Алексеева

из книги 'Занимательная спелеология'

Не бойся заблудиться в темноте

И захлебнуться пылью - не один ты.

Вперед и вниз! Мы будет на щите,

Мы сами рыли эти лабиринты!

В. Высоцкий

5.4. Экскурс в лабиринтологию

Лабиринт. Настало время раскрыть тайну происхождения этого названия и поговорить о некоторых особенностях лабиринтов.

Принято считать, что впервые лабиринт упоминается в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре. Согласно версии, пересказанной Овидием, изобретатель древности Дедал прославился как строитель Кносского дворца-лабиринта. Кносский дворец действительно существовал, но был разрушен во время войны, а затем засыпан пеплом после вулканического извержения 1520 г. до н. э., и раскопки археолога Эванса в 1893-1920 гг. подтвердили эту легенду. Согласно Овидию, в Кносском лабиринте был спрятан полубык-получеловек Минотавр, которому отдавали на растерзание самых красивых юношей и девушек. Но место ли быку во дворце, когда рядом с ним находится довольно запутанная Скотина пещера, а на печатях и монетах минойской эпохи часто встречаются изображения лабиринта-спирали. Может быть, именно в ней афинский герой Тесей распутывал нить Ариадны?

Лабиринты строили не только на Крите. Со времен XII династии египетских фараонов (1 тыс. до н. э.) сооружались пирамиды с замысловатыми над- и подземными коридорами. На сегодняшний день известно более 60 пирамид с лабиринтами. Эти находки не внесли ясности в этимологию слова: по одной версии Лабир - божество Лабиринта, по другой - двойной топор 'лабрис', изображения которого встречаются на стенах Кносского дворца, по третьей - тронное имя царя Аменемхета III. Свою лепту в лабиринтологию внес и писатель Л. Фейхтвангер. В романе 'Лже-нерон' он описал лабиринт в Месопотамии, в бассейне р. Евфрат. В скалах на берегу р. Скирт в I в. до н. э. было высечено более 3 тысяч пещер, соединяющихся между собой извилистыми ходами, хаосом лестниц и галерей. В ближней его части располагался храм Тараты с приапическими символами. В дальней - обитал бог-бык Лабир, а позднее располагалась усыпальница древних царей...

Современные изыскания археологов и историков показали, что схема лабиринта-спирали восходит к неолиту, повторяется