Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

напоминать рыбакам, как строить при отливе на обнажающемся морском дне такой же лабиринт из переплетенных кольев и ветвей, в который зайдет рыба, чтобы остаться там на отливе. Правда, зачем рыбе заходить в такую ловушку, они объяснить не могли, как и то, почему требовалось делать такое количество гигантских 'моделей'... Ну, а когда такие же лабиринты стали находить в глубине Кольского полуострова, даже самым упорным сторонникам 'производственного характера' этих сооружений пришлось отказаться от своих фантазий.

И была еще одна, казалось бы, совершенно неразрешимая загадка: на некоторых древнегреческих монетах, происходящих с острова Крита, оказывалось точное изображение именно такого северного лабиринта! С одной стороны, в этом не было ничего особенного. Как известно, само слово 'лабиринт' в европейскую культуру проникло через древнегреческий миф о Тезее и Ариадне, то есть получено было именно с Крита. Согласно преданию, этот Лабиринт, т.е. подземное или наземное помещение со множеством проходов, комнат, тупиков, в которых терял ориентировку попавший туда человек, был построен легендарным мастером Дедалом для Миноса, царя Крита. Последний поместил туда Минотавра - человека с головой быка, которому ежегодно приносились человеческие жертвы. Тезей спустился в Лабиринт, убил Минотавра, освободив, таким образом, родные Афины от позорной дани, и сумел найти обратный путь с помощью прикрепленной ко входу нити, который дала ему Ариадна, дочь Миноса, рассказав о тайне Лабиринта.

Что представлял собой критский лабиринт, никто не знал до тех пор, пока А.Эванс не начал раскопки на Крите, обнаружив огромный дворцовый комплекс, состоявший из сотен помещений. Тогда было решено, что под 'лабиринтом' подразумевалось именно это сооружение, в котором ничего не стоило заблудиться, а все остальное - только поэтический вымысел. Но решение оказалось слишком простым. Двойная спираль на древних критских монетах точнейшим образом повторяла рисунок каменных лабиринтов на скалах Севера, показывая, что древние греки под лабиринтом понимали то же самое, что и мы.

Только вот откуда они взяли эту спираль, и какой смысл вкладывали в этот рисунок? Ведь ничего подобного ни в самой Греции, ни на Крите обнаружено не было!

Первый шаг к решению загадки северных лабиринтов еще в 20-х годах нашего века сделал археолог Н.Н.Виноградов, будучи заключенным Соловецкого концлагеря или, как его тогда называли, Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). В то время на Соловецких островах был собран цвет российской научной интеллигенции, которой позволяли вести научную работу и даже здесь же, на Соловках, публиковать свои труды в журнале, выходившем тиражом в 200 экземпляров. Виноградов обошел Соловецкие острова, обмерил и зарисовал все встреченные им каменные сооружения - лабиринты, разрушенные гробницы, отдельно стоящие камни, каменные кучи - и выяснил, что все они связаны между собой. Одну из каменных куч в кольце лабиринтов он разобрал, но ничего под нею не нашел, как не нашел ничего позднее А.Я.Брюсов, тоже пытавшийся решить эту загадку.

И все же, исходя из местоположения всех этих комплексов, Виноградов пришел к выводу, что лабиринты - не погребальные сооружения, а - святилища, гигантские алтари, оставленные каким-то народом древности. И связаны они с миром мертвых. По этим спиралям, приближаясь к центру и совершая все новые и новые повороты, должны были проходить не люди, а души умерших, чтобы 'потерять ориентировку' и уже никогда не найти выхода назад, в мир живых. Эта блестящая догадка полностью подтверждалась всем тем, что нам известно о критском Лабиринте, поскольку путь по его закоулкам являлся для каждого попавшего туда путем к смерти, в подземный мир, где его ожидал Минотавр. Другими словами, каменный лабиринт являлся жертвенником, открывавшим душам умерших вход в Иной, 'потусторонний мир', как мы привыкли говорить, понимая его теперь как мир иных пространств и измерений.

Правда, прежде чем принять столь смелую гипотезу (и окончательно отбросить 'производственную' гипотезу Гуриной-Мулло), следовало сначала доказать, что каменные кучи внутри полукруга лабиринтов на Большом Заяцком острове - действительно погребальные памятники, хранящие (или хранившие) под собой останки тех людей, души которых совершали свое последнее путешествие между каменными спиралями. Подтвердить эту гипотезу удалось только много лет спустя архангелогородскому археологу А.А.Куратову, который следом за Н.Н.Виноградовым занялся изучением этих интереснейших памятников Русского Севера. Раскопав