Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

самое раннее изображение 'Сада заблуждений' или 'Сада загадок'. Надпись наверху, записанная придуманным Фонтаной шифром, рассказывает о трех античных лабиринтах.

'Лабиринт любви' гравюра на меди (Амстердам, 1700 год).

Лабиринт XVI века - 'От темени до подошв'.

Откуда произошло слово 'лабиринт' - неизвестно, но, несомненно, оно не греческого происхождения. Некоторые исследователи предполагают, что родилось это слово на острове Крит в миносские времена, то есть в XVII-XV веках до н. э.

Лабиринт обозначает но только удивительную постройку, но также площадку для танцев. Не случайно строитель Дедал, появившись на Крите, начал свою работу именно с нее. Некоторые исследователи считают, что танцы эти носили ритуальный характер и воспроизводили древние астрологические представления.

Древнеримские постройки лабиринтов снабжались дверьми и башнями - как символ защищенности города и его могущества. План будущего лабиринта размечался закладкой в пол приметных камней. Об этом говорит и Гомер в своей 'Илиаде'.

Лабиринты, сложенные из камней размером с человеческую голову, нашли археологи в Скандинавии. Они получили название 'Троянская крепость'. Замысловатые их ходы ведут к центральной площадке, где должна находиться девушка в ожидании возлюбленного. А он, танцуя, пробирается к ней через запутанные коридоры лабиринта. Танец в таком лабиринте (как один из ритуалов свадьбы) появился в давние времена. В одной этрусской могиле, относящейся примерно к 620 году до н. э., был найден винный кувшин с изображением лабиринта, который свел любовную пару.

Церковь выступила против языческого культа лабиринтов так же жестко, как она наложила запрет на заговоры, ритуалы, способствующие плодородию женщин, на культ мертвых. В этой борьбе с языческими верованиями церковь использовала чрезвычайно действенную стратегию: манипулируя дохристианскими знаками, она начала по-своему толковать их. Так лабиринт стал воплощением пути человека через грешную жизнь к высотам жизни праведной...

Изображение 'Троянской крепости' с девушкой в центре. Вероятно, рисунок изображает 'ловушку для женихов. Этот рисунок относится к XV веку и находится в Финляндии.

Одно из индейских племен, жившее на юго-западе Соединенных штатов, предпочитало прямоугольные и круглые варианты лабиринтов. По их понятиям, зто были символы матери-Земли.

Описание египетского лабиринта из книги

История. Книга вторая. Евтерпа.

148. И вот они решили оставить общий памятник, а, решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера близ так называемого Города

Крокодилов. Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе – весьма замечательны. Конечно, пирамиды – это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений [эллинского строительного искусства], вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит [размерами] и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход.

Загадка критского Лабиринта

На протяжении многих веков оставалось загадкой

предназначение знаменитого критского