Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

столярных инструментов, которыми ми пользуемся и по сей день.

Это странное задание цари было вызнано тем, что его жена Пасифая по велению владыки морей Посейдона воспылала противоестественной любовью к быку (по некоторым мифам, в быка перевоплотился сам Посейдон]. От этой связи родилось чудовище - Минотавр, с человеческим телом и головою быка. И вот его-то царь Минос запрятал в построенный для этого лабиринт и каждый год требовал из Афин дань - семь девушек и семь юношей, которых пожирало чудовище.

Афинский царевич Тезей отправился на Крит в качестве жертвы, но с тайным замыслом убить Минотавра. Как известно, разгадать загадку лабиринта и выбраться из него помогла ему нить дочери царя Миноса, Ариадны (этот прием подсказал ей хитроумный Дедал).

Миф далее рассказывает, что Минотавр, может быть, и не пожирал свои жертвы, а они, в поисках выхода из лабиринта, либо теряли силы, либо сходили с ума. Эта тема привлекла талантливого швейцарского писателя, недавно скончавшегося Фридриха Дюрренмата. Его мысль: первой жертвой лабиринта стал сам Минотавр. Он искупал вину, которую не мог постигнугь, поскольку связана она с теми, кто произвел его на свет. И проводит далее параллель: 'Я уподобляюсь Минотавру, - писал Дюрренмат, - поскольку мир, в котором я появился, был для меня лабиринтом - такой же мифической средой, которую я не понимал, где невинные считаются виновными, где права невинных неизвестны...'

На античной вазе изображен танец Тезея с освобожденными им от Минотавра афинскими заложницами.

Этот наскальный рисунок лабиринта был сделан в начале бронзового века, между 1800 и 1400 годами до н. э.

Рисунок изображает даух всадников, которые покидают лабиринт. Рисунок нанесен на зтрусскую вазу в 620 г. до н. э.

Ученые, отталкиваясь от античного мифа, занялись другой проблемой - методической. Ведь лабиринты - это сложные и запутанные системы, ил которых человек не сразу находит выход (если вообще находит). Однако все изображения лабиринтов до ренессансных времен не имели перекрестных путей, только одна дорога, без всяких боковых тупичков, без всяких искривлений приводит к центру рисунка. В одной из книг о лабиринте ее автор говорит о 'недоразумении, возникшем еще в эллинистическое время'. Это недоразумение - источник курьезных логических ошибок. Одну из них можно обнаружить на первой же картине, сопровождающей рассказ о лабиринтах. Внутри лабиринта мы видим борющихся Тезея и Минотавра. Снаружи ждет исхода схватки Ариадна. Около нее к кольцу, вделанному в стену, привязана нить. Но путь, отмеченный нитью, лишен перекрестков, заблудиться невозможно, и нить как помощь в ориентации вовсе не нужна. Ариаднина нить имеет только одну цель: подбадривать Тезея, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Оборотная сторона серебряной монеты, из города Кноса на Крите (второе столетие до н. э.). На монете изображен лабиринт этого острова.

Лабиринт на острове Крит - это не только эанимательный сюжет. В далекой древности лабиринту придавалось глубоко мистическое значение. Найти путь к центру означало пройти весь жизненный путь. Центр лабиринта - это конец пути, то есть смерть. Но возможен и обратный путь - из центра за пределы лабиринта. Это как бы второе рождение и вторая жизнь.

Такими мистическими свойствами наделили лабиринт люди, придумавшие эти схемы еще задолго до того, как на острове Крит возникло сильное государство. Самый древний рисунок лабиринта датируется пятым тысячелетием, считая от наших дней. Изображение найдено в подземном захоронении этрусков на острове Сардиния. Этот лабиринт должен был охранять выход из саркофага, чтобы похороненный в нем не мог выйти из склепа.

Мотивы лабиринта как символического пути в царство мертвых прослеживаются и в раскопках раннебронзового периода. Ученые нашли рисунки лабиринтов на Кавказе, в Америке, на островах Ява и Суматра, в Индии. И в наши дни индусы наносят магические рисунки пеплом или песком перед входом в дом - что-то похожее на путаницу лабиринта. А делается это для того, чтобы 'несчастье', если оно вознамерится посетить дом, запуталось бы в лабиринте и не попало в жилище.

Некоторые народы приписывают лабиринту свойства родовспоможения. В индийских религиозных книгах приводятся рисунки лабиринтов, выполненные на бронзовом блюде. Роженице дают испить воды священного Ганга с этого блюда. В северных провинциях Индии такое шаманство было в ходу еще в XVIII и даже XIX веках.

Рисунок венецианского врача Джованни Фонтана (жившего примерно в 1395-1455 гг.) был опубликован в 1420 году.

Это