Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

рыбы, морских и сухопутных животных, богатых урожаев ягод, грибов и прочей съедобной растительности, делало существование в условиях Беломорья более чем приемлемым. В общем, климатические условия чрезвычайно способствовали заселению Беломорья, и в частности – Соловецкого архипелага.

Конечно, климатические и природные условия во многом определяли характер обрядов, исполняемых в районе Соловецкого архипелага. Можно с уверенностью говорить о проведении сезонных обрядов охотничье-промысловой магии и обрядов северной “аграрной” магии, несомненно, связанной с культом Солнца.

3. Быт

Археология Соловков говорит о быте древних племен многое.

а) Они жили в округлых чумах24 – тип жилища, используемый кочевниками. По оценке археологов их жилища носили характер временных стоянок, хотя применение этого термина спорно25.

б) Использовали орнаментированную посуду по крайней мере двух типов26, что говорит о существовании у них гончарных ремесел, в примитивном (в современном понимании) состоянии.

в) Большое количество грузил для рыбной ловли и даже наличие достаточно крупных (около 5 килограмм) якорей27 говорит о развитом морском и озерном рыболовстве. Скорее всего – с применением сетей и рыболовных ловушек. Предположительно, часть рациона составляли многочисленные моллюски.

г) Оружие представлено дротиками, ножами, топориками различных видов, наличие больших и малых стрел28 говорит о знании простого лука. Видимо, процветала охота на птицу, мелкого сухопутного зверя, возможно – северных оленей, а также морского зверя – тюленя, нерпу, белуху.

д) Использовали разнообразные типы бытовых инструментов – проколки из кварцевых сколов и отщепов, скребки четырех форм, ножи-скребки, скребла-скребки, резцы, ножи29. Значит, они выполняли большое количество хозяйственных работ: разделывали добычу, заготавливали мясо, рыбу, грибы, ягоды. Из шкур шили одежду, строили лодки, покрывали чумы.

С уверенностью этих людей можно назвать “морскими кочевниками” – они используют легкие переносные жилища и живут морем. Наличие якорей (на лодке их обычно два – кормовой и носовой) говорит о приблизительной вместимости лодок – до 5-6 человек, или грузоподъемности – около 400 килограмм. Морские маршруты носили скорее каботажный характер (в видимости земли). Судя по всему, охота и собирательство заметные, но не основные источники их пищи. Указаний на скотоводство в их среде нет, но в одном из захоронений обнаружены позвонки домашней коровы30.

Возможно, в среде обитателей Соловков был распространен культ Моря (почитание духа моря). Интересно, что расположение лабиринтов по всему Северу Европы связано с морем – их обычное расположение – острова, устья рек, береговая линия. Как и у всех кочевых народов, здесь мог присутствовать и культ Огня (почитание огня) – в этой связи интересны обряды трупосожжения, упоминаемые выше.

Любопытно, что при анализе подобных обществ не рассматривается экономические аспекты их быта. Скорее, отсутствие интереса к этому вопросу кроется в укоренившемся представлении о примитивизме подобных культур. Но уже в VI-VII веках н.э. существуют развитые торговые пути – например, по Волге и Каме с выходом в Печорское Приполярье31. Протяженность такого торгового пути около 4-5 тысяч километров. Нельзя отрицать существование подобных путей и в интересующее нас время. Тем более что на появление, организацию и развитие подобного торгового пути должна уйти не одна сотня лет. Кроме того, является возможным и наличие локальных торговых путей внутри протосаамской общности племен, на территории всего Севера Европы. В частности, история основания Санкт-Петербурга связана с одним из таких путей – из Белого моря на Балтику32, который частично совпадает с Беломоро-Балтийским каналом. Подобным же примером может служить цивилизация “морских арктических зверобоев”, раскинувшаяся на территории Чукотки и Аляски33.

Предполагая наличие экономических отношений (меновой торговли) в древних обществах можно рассматривать Соловецкие острова не только как охотничье-рыболовные угодья, но и как торговую площадку беломорских племен.

СООРУЖЕНИЯ

Культовые сооружения святилища Заяцкого острова являются наиболее ярким примером для изучения подобных объектов. Как мы уже упоминали, на острове есть три типа объектов: лабиринты, символические выкладки и каменные насыпи-могильники. В большинстве они расположены в районе двух возвышенностей Большого Заяцкого острова – горы Сигнальная и горы Сопка. При этом каменные насыпи и символические выкладки встречаются в основном в области этих возвышенностей,