Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

и могли добраться сюда с материка. Все это так. Но эти же охотники и рыболовы оставили на прибрежных скалах реки Выг на Карельском берегу Белого моря обширные “каменные полотна” множество наскальных изображений, всесторонне освещающих их быт, охоту, морской промысел и многое другое. Однако в этой широчайшей 'картинной галерее' нет главного - изображения лабиринтов. Может быть, их запрещалось изображать? Но почему?!

Я не могу ручаться за точность всего последующего, потому что это даже не попытка ответить на поставленные вопросы, а всего только размышление над загадкой - размышление о тех направлениях исследований, которые помогут нам приблизиться к решению проблемы. Так вот... Изучая лабиринты и все, с ними связанное, я обратил внимание, что в Северной Европе, то есть там, где несмотря на смены населения, культурная преемственность не прерывалась, как у нас на Беломорье, не только лабиринты, но и все без исключения мегалитические сооружения легенды и предания связывают с жизнью 'маленького народца': эльфами, феями, троллями, кобольдами, гномами и т.п. жителями 'подземного мира'. Больше того, именно лабиринты в легендах и сказаниях указываются как 'входы' в подземное (т.е. потустороннее) царство, открывающиеся лишь тем, кто или знал соответствующие заклятия, или оказывался поблизости в момент неожиданно открывшегося входа. И не только входа, но и выхода, потому что именно отсюда появлялись все эти сказочные персонажи, жившие в мире, закрытом или (по какой-то причине) непригодном для жизни земного человека.

Иными словами, легенды прямо подтверждают предположение о лабиринтах, как зонах контакта или приемо-передаточных станциях системы связи с каким-то отличным от нашего миром, 'каналах связи' нашей реальности с реальностью иного порядка, пусть даже сказочной. 'Открыть вход' мог только знающий магическую формулу и точное время, когда ею следовало воспользоваться. Последнее условие было столь же обязательным условием успеха, как точное время выхода на связь современного радиста. Только в этом случае смельчаку открывался вход в страну вечной молодости. Не смерти, нет! Именно вечной молодости, ибо чем другим, кроме бессмертия, мог наделить человек своих богов?

Только были ли для людей обитатели подземных дворцов действительно богами? Судя по тому, что дошло до нас, - нет. Эльфов, фей, троллей, гоблинов и прочих боялись, их сторонились, но как богов их не почитали и жертв им не приносили. Бессмертные, вечно юные обитатели лесов и скал в глазах людей были только иным народом, обитавшим не столько в нашем, сколько в некоем Ином мире, откуда они появлялись. Народом, который жил обособленно., по своим законам, держался в стороне от людей и не любил принимать участие в делах человеческих.

Когда они впервые появились на Земле?

Вопрос на первый взгляд может показаться странным. Куда проще считать их созданиями людского воображения, как то делают просвещенные люди, поднимая на смех выдумки простонародья. Но по мере того, как в XX веке 'просвещение' стало заменяться знанием, и 'венец творения' начал ощущать себя не конечным итогом развития Универсума, а всего лишь одним из его проявлений в масштабах космоса, то, что прежде представлялось суеверием и сказкой, стало обретать смысл...

Эльфы и феи Европы, трансформировавшиеся у восточных славян в страшную нечисть, обитающую рядом с человеком, - леших, кикимор, водяных и прочих, - могут быть, конечно, сочтены продуктом народной фантазии. Однако фантазию, без каких-либо существенных изменений продержавшуюся в течении нескольких тысячелетий, следует признать отпечатком какого-то столь мощного впечатления, неоднократно возобновлявшегося, что в его реальной основе становится трудно усомниться.

И вот что примечательно. Во-первых, мегалитические сооружения существуют, и это факт, с которым приходится считаться. Во-вторых, именно с ними предания связывают существование 'подземного народца', кстати сказать, отнюдь не настаивая, что именно он был их строителем. В-третьих, все эти сооружения, включая наши северные лабиринты, построены в одну эпоху - примерно с середины III и кончая серединой II тысячелетия до нашей эры, когда их перестали возобновлять. Наконец, в-четвертых, как давно заметили их исследователи, мегалитические комплексы, разбросанные по берегам северных и западных морей, заставляют предполагать существование когда-то некоей связи между ними. И такое предположение косвенно подтверждается народной верой, что все они служат входами в Иной мир. Вот тот итог, к которому привели меня мои исследования