Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

Лабиринта.

И только в наши дни ученые наконец сумели разгадать ее.

Дворец или спецтюрьма?

Судя по легендам, греческих богов от других небожителей отличала одна характерная особенность. Их взаимоотношения с обычными людьми напоминали жизнь в коммунальной квартире, в которой есть все: симпатии и антипатии, интрижки, обиды, зависть, месть. Например, у критского царя Миноса на бытовой почве возник конфликт с богом морей Посейдоном.

Сам Минос был одним из трех сыновей Европы, жены Зевса, похищенной им, и поэтому справедливо считал себя родственником обитателей Олимпа, то есть полубогом. Отсюда его далеко не почтительное отношение к указаниям свыше. Это, в частности, проявилось, когда критскому царю поступило распоряжение принести в жертву Посейдону красавца быка, вышедшего из морских волн. Миносу не хотелось лишаться прекрасного животного. Он оставил его в своем стаде, а в жертву принес обычного быка. Но подмена обнаружилась, вызвав гнев Посейдона, который дал слово при случае припомнить ее строптивцу.

Бог избрал орудием мести быка, которого подослал к Пасифае, жене критского царя. От их интимной связи родился Минотавр, ужасное чудовище с туловищем человека и головой быка, питавшееся человечиной.

Минос не мог вынести такого позора. В то время на Крите находился в ссылке величайший афинский мастер Дедал. Правитель острова приказал ему построить знаменитый Лабиринт, своеобразную спецтюрьму с такими запутанными ходами, что, войдя в нее, невозможно было найти выхода.

Когда строительство Лабиринта закончилось, Минос заточил в нем Минотавра. Причем побежденные им ранее Афины должны были ежегодно присылать семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру. В конце концов, согласно мифическим первоисточникам, греческий герой Тесей убил быка. А влюбившаяся в Тесея Ариадна, дочь Миноса, дала герою клубок ниток, который он разматывал в Лабиринте, чтобы найти обратный путь. После этого надобность в спецтюрьме отпала, и она была разрушена.

А вот историки придерживались другой версии относительно Лабиринта. Они считали, что это была не тюрьма, а царский дворец. Именно к такому выводу пришел английский археолог Артур Эванс, занявшийся поисками этого легендарного «восьмого чуда света». В 1900 году он отправился на Крит и приступил к раскопкам. Ему удалось обнаружить развалины огромного здания на месте древнейшего города Кноса в северной части острова.

Раскопки продолжались 30 лет. Каждый год открывались все новые и новые комнаты и залы, причудливо изогнутые коридоры между ними, бесчисленные внутренние дворики и хозяйственные помещения с огромными пифосами - глиняными сосудами, очевидно, для хранения вина. Эванс и его товарищи были поражены обилием настенных росписей и украшений, больших ваз и маленьких кубков для возлияний.

Ясно, что это мог быть только царский дворец, построенный - тут мифы, скорее всего, не врали - по приказу легендарного Миноса.

В своих отчетах Эванс не жалеет красок, описывая кносский дворец как место непрекращавшихся пиров с выступлениями артистов и музыкантов, поэтов и певцов. Правители устраивали оргии и предавались излишествам - не зря же чуть ли не в каждой комнате была ванна из обожженной глины и камня, а общий объем сосудов для вина в дворцовых кладовых достигал 80 тысяч литров!

Правда, позднее стало ясно, что Лабиринт - неважно, дворец или тюрьма - не мог быть возведен при царе Миносе: его строили на протяжении по крайней мере тринадцати столетий. Главное, что Эванс стал первооткрывателем исчезнувшей цивилизации, существовавшей на Крите в 3-2 тысячелетии до нашей эры и оставившей после себя развалины дворцов и городов, а также множество произведений искусства: фресок, скульптур, керамики.

Ошибка археологов

Артур Эванс, а вслед за ним и другие археологи считали, что первопричиной упадка и последующей гибели минойской культуры, как назвал ее англичанин в честь критского царя, было сильнейшее землетрясение, во время которого Лабиринт, или кносский дворец, оказался полностью разрушен. Позднее была установлена дата небывалого катаклизма - 1470 год до н.э. А довершил все пожар, который через сто лет после землетрясения спалил дотла древний Кнос. Две эти даты вошли во все справочники.

Вот они-то и вызвали сомнения, но не у археологов и историков, а у геологов и строителей. Их эксперты тщательно обследовали колонны из гранита, лежавшие у входа во дворец. При сильных подземных толчках плиты под ними обязательно разрушились бы. Однако оказалось, что на самом деле на этих плитах не было даже малейшей трещины.

А