Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

заблудившихся, а через некоторое время и сам заблудился. Они могли разглядеть сквозь кусты живой изгороди, как он мелькает то тут, то там, и он тоже видел их и пытался до них добраться, и они ждали его минут пять, после чего он снова появлялся на том же самом месте и спрашивал, куда же они девались.

Им пришлось дожидаться, пока после обеда не появился один из старых сторожей и не вывел их оттуда. (Джером К. Джером. Трое в лодке (не считая собаки).- М.: Худ. лит., 1984.- С. 44-46.)

Заметим, что лабиринтные игры, как и игры вообще, несут на себе черты эпохи, в которой они создаются. В 20-х годах нашего века один английский журнал предпринял сбор средств для устройства площадки детям рабочих. Чтобы привлечь внимание читателей к этому мероприятию, журнал напечатал оригинальный лабиринт.

У входов в лабиринт дымят заводские трубы и только в его центре - благоустроенная площадка для игр. (Рисунок символизирует то, каким длинным и сложным является путь детей бедняков от заводского поселка к месту с чистым воздухом.)

В 30-х годах, когда трудящиеся Германии боролись с надвигающейся чумой фашизма, был популярен лабиринт, в котором спартаковцам ('Спартак' - детская демократическая организация Германии, образованная в 1920 г.) нужно было пройти по запутанным коридорам лабиринта, минуя штурмовиков.

Заслуженной популярностью среди задач занимательной математики пользуются лабиринтные задачи. Диапазон их сложности исключительно широк - от простейших, доступных дошкольникам, до сложных математических задач.

Лабиринтные задачи отражают, как вы увидите далее, важнейшие математические закономерности, изучаемые в топологии, теории графов, теории вероятностей и других математических дисциплинах.

Выдающийся ученый XX века, создатель ставшего классическим учения о стрессе Г. Селье писал: 'Просто распознавать бесчисленные природные явления бесполезно, если мы не способны в случае необходимости мысленно воссоздать их, пройдя сквозь лабиринт всех возможных связей. ...Даже если причинность способствует пониманию связи между явлениями в той же степени, как и нить Ариадны, мы без ее помощи не смогли бы выбраться из лабиринта бесчисленных связей, так же, как Тесей из своего лабиринта' (Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М.: Прогресс, 1987.- С. 284).

Исследуя замысловатые лабиринтные маршруты, вы испытаете прекрасное чувство их первооткрывателя.

Миф о лабиринте

Миф (от греческого 'мифос' - предание, сказание) ассоциируется прежде всего с такими словами как таинственный, загадочный, фантастический. Как правило, в мифе рассказывается какая-нибудь история с приключениями. В центре истории - человек и его отношения с богами, с титанами, со стихиями, с животными и т.д. Миф показывает, что с человеком происходит, если он думает так-то, чувствует так-то. Любой акт человека вызывает вполне определенную реакцию окружающего его мира, и с этим человеком что-то происходит, какие-то метаморфозы: или он становится равным богам, или превращается в свинью. Т.е. можно определить миф как информационную систему, содержащую знания о человеке, что ему необходимо делать в свой краткий миг на этой планете. Информация подобного рода - это назидания и наставления и вероятно это было бы скучно. Миф же - это увлекательная, захватывающая история. Поэтому возникает проблема: как можно считать эту информацию, дойти до глубины смыслов, значений мифа. И вообще, если это механизмы назидания и наставления, то как они работают в социуме и работают ли вообще? Попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к мифу о Лабиринте.

1. Происхождение и контексты значений мифа о Лабиринте. Основное ядро мифа.

'О происхождении Минотавра Аполлодор [N45а](1) рассказывает: сын Зевса и Европы, Минос, ради получения власти из рук богов просит Посейдона в знак этого выслать ему быка, чтобы он мог принести его в жертву. Однако этого быка, посланного Посейдоном из моря, Минос из-за его красоты, оставляет в своем стаде, а вместо него приносит в жертву другого быка, в наказание за это Посейдон делает быка безумным и заставляет жену Миноса Пасифаю, дочь Гелиоса и Персеиды, влюбиться в этого быка. От связи Пасифаи с этим быком и появляется Минотавр, получеловек, полу бык, которого, которого, согласно оракулу Минос заключает в лабиринт, построенный афинским художником Дедалом. Другая версия этого мифа, сохранившаяся в [Myth Vati 1.47; II120/cp. Lact. Plac Yn Stat Theb V 437] гласит, что Минос обращается со своей просьбой не к Посейдону, но к Зевсу, и быка посылает не Посейдон, но Зевс, причем этого